IAMT

Логопедам

Новые статьи

Анкилоглоссия

УЗДЕЧКА ЯЗЫКА/TONGUE-TIE:

1.Короткая уздечка языка и обструктивное апноэ во время сна у детей/ Short Lingual Frenulum and Obstructive Sleep Apnea in Children Yu-Shu Huang, Stacey Quo, J Andrew Berkowski and Christian Guilleminault, Huang et al. Int J Pediatr Res 2015, 1:1 http://www.mouthmattersbook.com/mrsdalloway/wpcontent/uploads/2012/01/Huang-Quo-GuilleminaultI-Short-Frenulum-PediatricOSA-Myofunctional-Therapy-JPR-4.2015.pdf

2. Младенцам необходимо свободное движение языка для расшифровки звуков речи/ Babies need free tongue movement to decipher speech sounds UNIVERSITY OF BRITISH COLUMBIA http://www.eurekalert.org/pub_releases/2015-10/uobc-bnf100915.php

3. Влияние положения языка на постуральную стабильность во время свободного положения стоя у здоровых

юношей/Effect of tongue position on postural stability during quiet standing in healthy young males. Alghadir AH1, Zafar H1,2, Iqbal ZA1. Somatosens Mot Res. 2015 Sep;32(3):183-6. doi: 10.3109/08990220.2015.1043120. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/26400633

4. Орофасциальная миофункциональная терапия и френэктомия - хирургическое лечение укороченной уздечки языка и заживление /Orofacial Myofunctional Therapy and Frenectomy – tongue tie surgery and healing - See more at: (Blog by: Judith Dember-Paige) http://oromyologist.com/orofacialmyofunctional-therapy-after-renectomy

Миофункциональные аспекты речевых проблем у детей.

Сатыго Елена Александровна, к.м.н., доцент кафедры детской стоматологии СПб МАПО.

Введение

Формирование речевой функции у ребёнка во многом обусловлена унаследованными и приобретенными анатомо-физиологическими особенностями. В качестве органов, непосредственно продуцирующих речь, в основном работают органы дыхания и жевания. Кроме органов дыхания, голосовой аппарат включает в себя вибраторы (голосовые связки), резонаторы (гортань, полость рта и носа) и артикуляторы, наиболее важные из которых - язык, губы, зубы, нижняя челюсть и мягкое небо, образуют из звуков слоги и слова. В зависимости от того, какой из этих артикуляторов влияет на проблему произношения, дислалии классифицируются на палатинальные, лингвальные, дентальные и лабиальные.

Палатолалии – нарушения речи, обусловленные патологией неба; глоссолалии –аномалиями размеров языка или нарушением его функций; дентолалии –аномалиями формы или положения зубов.

Но нарушения произношения звуков часто обусловлено не только зубочелюстными деформациями – более, чем в 60% случаев нарушение звукопроизношения обусловлено миофункциональными проблемами, т. е. нарушением функции мышц и мягких тканей челюстно-лицевой области. Причины этих проблем разнообразны- по мнению физиологов они обусловлены возрастными особенностями развития ребёнка. С физиологической точки зрения такие нарушенияпроявляются как повышение или снижение активности мышц языка и губ, а также ассиметриейработы жевательных мышц. Электромиографические исследования лицевой мускулатуры выявили,что суммарный показатель активности мышц лица в целом постоянен, и недостаток активности жевательных мышц всегда компенсируется увеличением активности мимических мышц и мышц языка. Из этого следует, что тренировка или развитие одной из групп мышц, как правило, не даёт ощутимого эффекта. Поэтому при выявлении миофункциональных нарушений необходим междисциплинарный подход к диагностике и лечению детей. Различные индивидуальные устройства для миофункциональной коррекции могут назначаться как стоматологом или ортодонтом, так и логопедом. Это вестибулярные пластинки различных модификаций, а также детские силиконовые трейнеры, корректирующие позицию и активность губ и языка, что способствует восстановлению миодинамического равновесия в челюстно-лицевой области.

Нарушение произношения фонемы Р.

Нарушение произношения фонемы Р наблюдается при укороченной уздечке языка, сужении челюстей, глубоком прикусе, нарушении подвижности кончика и края языка. У этих детей часто наблюдается сколиоз и слабость мышц шеи.

Детям младше пяти лет логопед может назначить использование вестибулярной пластинки с бусинкой. С ней особенно эффективны будут упражнения для двигательных мышц языка.

При необходимости (по направлению ортодонта и хирурга-стоматолога) в 2±2,5 года проводится пластика уздечки языка. Для детей после пяти лет рекомендуется активная тренировка с использованием профилактического трейнера- отгибая маркерный язычок силиконового тренажёра ребёнок учится сбалансированной работе всех мышц языка, а также обеспечивает нагрузку на жевательную мускулатуру.

Артикуляция при воспроизведении звуков Т и Д.

Для произношения фонемы «Т» характерно отдергивание нижней челюсти одновременно со взрывом язычно-небного затвора, производящего звук Т. Расстояние между верхними и нижними резцами — до 5 мм. Кончик языка поднят

к шейкам верхних резцов и образует прочный затвор при произношении фонемы Т и менее прочный - при произношении фонемы Д. При этом боковые края языка прижаты к жевательным зубам. Нарушение произношенияэтих фонемпоявляется при следующих нарушениях:

открытый прикус,

нарушение подвижности языка вверх (гипотонус мышц языка)

прокладывание языка между зубами при неправильном глотании (гипертонус мышц языка).

Детям до пяти лет, для повышения эффективности занятий с логопедом, рекомендуется использовать пластинку с

упором (заслонкой) для языка. Пластинку нужно носить час в день и со второй недели дополнять ночным ношением.

Перед занятиями с логопедом необходимо в течение 20-30 минут заниматься разминкой мышцы, поднимающей язык. Для этого может использоваться пластинка с бусинкой или трейнер. В трейнере роль бусинки выполняет маркерный язычок – его надо отгибать кончиком языка вниз. Такую тренировку желательно проводить и дома 1 раз в день.

Для коррекции открытого прикуса детям в возрасте до пяти лет стоматологи рекомендуют ночное ношение пластинки Стоппи, детям старше пяти лет – использование трейнера ночью и час в день.

Артикуляция при воспроизведении звуков Ш и Ж.

Шипящие «Ш» и «Ж» относятся к группе язычно-передненебных звуков. Для фонемы Ш характерна следующая артикуляция. Губы несколько выпячены вперед, между ними, а также между верхними и нижними зубами, определяется минимальное расстояние. Между твердым небом и языком образуется щель, боковые края языка смыкаются с верхними жевательными зубами, а расширенный кончик языка приподнят, но с твердым небом не соприкасается. Для звука Ж характерна такая же артикуляция, но язык поднят более высоко в направлении твердого неба.

Искажению шипящих звуков Ш и Ж способствуют:

глубокий прикус,

прогнатия,

язычный наклон зубов

ограниченная подвижность языка и губ.

Артикуляционную тренировку проводят с использованием вестибулярной пластинки с бусинкой. Ребенку предлагается губами удерживатьпластинку, в то время, как логопед с ощутимым усилием вытягивает её за кольцо, словно отнимая. Это способствует стимуляции круговой мышцы рта и коррекции язычного наклона зубов. На следующем этапе можно усложнить задачу, предложив ребенку одновременно катать бусинку языком по нёбу.

Стоматологи с целью коррекции глубокого прикуса и дистального положения нижней челюсти (прогнатии) детям до 5 лет рекомендуют ночное ношение вестибулярной пластинки с козырьком, а детям старше пяти лет - трейнера.

Артикуляция при воспроизведении звуков С и З.

Фонемы С и З относятся к группе язычно-зубных звуков. При произношении этих фонем верхние и нижние резцы сближены приблизительно на 1–1,5 мм и расположены или в одной фронтальной плоскости, или же нижние резцы находятся чуть лингвальнее. Язык в средней своей части приподнят, расширен. Кончик языка упирается в нижние резцы, а боковые его края прилегают к небным поверхностям верхних боковых зубов. Посредине спинки языка образуется продольный V-образный желобок. Струя воздуха, проходя по последнему, образует выраженный свистящий звук. Образование звука З отличается от артикуляционного уклада звука С незначительным поднятием спинки языка к твердому небу и вибрацией голосовых связок. Четкость и чистота фонем С и З зависит от ширины речевого промежутка — щели между верхними и нижними резцами при произношении этих звуков. Если щель сделать несколько шире, то согласный звук С получится менее отчетливым, со свистящим шумом.

Нарушение чёткости фонем С и З обусловлено несколькими механизмами:

Губно-зубной сигматизм (нарушение правильного произношения свистящих звуков) характеризуется следующим механизмом: язык устанавливается на звук С, а нижняя губа подтягивается к верхним резцам, «деформируя» речевой промежуток.

При межзубном сигматизме язык помещается между верхними и нижними резцами и вместо свистящего оттенка акустически формируется шепелявость.

Для призубного сигматизма характерно, что кончик языка, упираясь в верхние резцы, закрывает выход струи воздуха.

Нарушение произношения фонем наблюдается при:

открытом прикусе

перекрестном прикусе,

затрудненной подвижности языка (короткая уздечка),

ротовом дыхании,

при глотании с упором языка в нижнюю челюсть.

В результате низкого положения языка при ротовом дыхании, смещения его назад и вниз у ребенка ослабляется диафрагма полости рта и, как следствие, нарушается речевая артикуляция. Детям в возрасте до пяти лет для логопедической коррекции рекомендуется использование пластинки с заслонкой для языка во время ночного сна, а также активная тренировка с применением пластинки с бусинкой 2-3 раза в течение дня по 15 минут. Пластинка с бусинкой помогает развивать двигательные мышцы языка. В процессе таких занятий (2–3 раза в день по 10 минут) эффективно разрабатываются все мышцы языка, улучшается чувствительность мягких тканей неба, а параллельно тренируется и круговая мышца рта, что очень важно для нормализации носового типа дыхания и фонации.

Если ребенок прокладывает язык между зубами при глотании и произношении некоторых звуков, это ведет не только к шепелявости, но и к нарушениям прикуса. Мышцы языка способны развивать большое усилие, и потому регулярное давление языка на зубы, вызванное, например, призубным сигматизмом, может привести к протрузии резцов (наклон

наружу) и сформировать у ребёнка открытый прикус, который, в свою очередь, не позволит логопеду правильно поставить свистящие и шипящие звуки.

В связи с этим для автоматизации правильной позиции языка в помощь логопедам разработана новая модификация пластинки с бусинкой, в которойбусинка располагается на альвеолах, за верхними резцами. Эту пластинку можно использовать как для активной дневной тренировки, так и во время ночного пассивного ношения. Она стимулируеторганы артикуляции для подготовки к воспроизведению альвеолярных звуков ( Р и Л), а такжепозволяет предупредитьмежзубные, губно-зубныесигматизмы и парасигматизмы при воспроизведении свистящих и шипящих звуков, а также межзубный ламбдацизм, паралабдацизмы и некоторые параротацизмы.

Стоматологи рекомендуют детям старше пяти лет с целью коррекции сформированного открытого прикуса также дополнительно использовать трейнер «Инфант». Маркерный язычок трейнера способствует запоминанию ( автоматизации) правильного положения кончика языка при ночном рефлекторном глотании.

Миофункциональные нарушения у детей наиболее эффективно корректируются при раннем выявлении и грамотном междисциплинарном взаимодействии логопеда и детского стоматолога. В большинстве случаев такой комплексный подход к реабилитации детей с речевыми нарушениями обеспечивает высокую стабильность результатов логопедической коррекции


Тезисы Егорова Карачунский

«Восстановление функций челюстно-лицевой области при ранней комплексной реабилитации детей с расщелиной губы и нёба»

М.В. Егорова, Г.М. Карачунский, Е.В. Филатова, А.А.Никитин, М.Ю. Герасименко, М.А. Амхадова, С.Н Радванская,

А.Д.Червинская, Любрецкая М.А. ГУ МОНИКИ им. М.Ф.Владимирског о г. Москва

Здоровый ребенок—главная задача ближайшего и отдаленного будущего нашей страны, поскольку перспективы социального и экономического развития, высокого уровня жизни, науки и культуры — все это является итогом уровня

достигнутого здоровья детьми сегодня. Здоровье является комплексным результатом сложного взаимодействия человека с природой и обществом. По определению, принятому Всемирной организацией здравоохранения, здоровье — это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия.

Врожденные пороки развития (ВПР)– одна из основных и сложнейших проблем современной медицины. Среди всех ВПР расщелины верхней губы, альвеолярного отростка и нёба занимают второе место после врожденной патологии

сердечно-сосудис той системы. Все дети с врождённой патологией челюстно-лицевой области являются инвалидами

детства и нуждаются в длительном комплексном специализированн ом лечении, особом уходе и воспитании. (Виссарионов В.А.,и др. 1995г., Мамедов А. А.1997г., Рогинский В.В. и др.2002г.) Данная патология характеризуется выраженными структурными и функциональными нарушениями. У новорождённых с ВРГН изменены функции дыхания,

сосания, глотания, нарушена эстетика лица. Наличие дефекта на лице у ребёнка создаёт сложности для родителей

адаптации в социуме. После четырёх летнего возраста, когда ребёнок начинает осознавать себя в окружающем мире, эстетические дефекты и нарушенные или восстановленные не в полном объёме функциональные и нейромышечные

изменения пагубно сказываются на общем физическом и интеллектуальном развитии ребёнка. Чувство ущербности и

зачастую негативная реакция окружающих, особенно ровесников, вызывает тяжёлые переживания у ребёнка и ухудшает состояние его психики. Не устранённые в детском возрасте проблемы впоследствии мешают в труде и в повседневной жизни.

Рост и развитие ребёнка происходят крайне интенсивно в раннем возрасте, причем степень интенсивности наиболее высока в течение первого года жизни ребенка. Учитывая интенсивность роста ребёнка в первые годы жизни, а также теорию равновесия объекта, на который действует неравновесная сила, у детей с ВРГН для быстрейшего наступления

выздоровления необходимо быстро восстанавливать анатомическую, функциональную и эстетическую норму. Пациент должен получать такую медицинскую помощь, которая восполняла бы пробел в здоровье и способствовала бы

формированию социально значимых черт личности. Комплексный подход стал единственно возможным и только он

приносит оптимальные результаты. Поэтому закономерно, что в последние годы специалисты, занимающиеся этой

проблемой, уделяют особое внимание в решении многочисленных вопросов по разработке и усовершенствован ию комплексной системы реабилитации маленьких пациентов с ВРГН. ( Чуйкин С.В., Персин Л.С. 2008г.)

Однако в настоящее время недостаточно полно разработана система оценки результатов первичного хирургического и

ортодонтического лечения. Не определён объём и методы реабилитационных физиотерапевтиче ских мероприятий

направленных на функциональное и нейромышечное восстановление детей с патологией челюстно-лицевой области. Не решены задачи на ранних этапах по предупреждению возникновения сопутствующей патологии ЛОР-органов и соматических заболеваний. Отсутствие нейромышечной восстановительно й терапии в лечении детей с ВРГН,

определяет другие цели и задачи перед специалистами. Не решённые проблемы с возрастом преумножаются и увеличиваются с геометрической прогрессией. Основу ранней реабилитации определяет антомическое и эстетическое и функциональное восстановление.

Всё вышесказанное определило цели и задачи в осуществляемой работе.

Цель: Оптимизировать возрастные показатели раннего лечения и реабилитации детей с расщелинами верхней губы, альвеолярного отростка и нёба.

Задачи:

1.Восстановить анатомическую, функциональную, нейромышечную целостность в полном объёме в раннем возрасте.

2. Создать алгоритм раннего комплексного лечения.

3. Провести первичные хирургическое операции в возрасте до 1.5 лет. Сократить количество хирургических вмешательств в дошкольном и школьном возрасте.

4. Определить показания и объём физиотерапевтического лечения.

5. Уменьшить объём ортодонтического и логопедического лечения в дошкольном и школьном возрасте.

6. Предотвратить на ранних этапах возникновение сопутствующей патологии лор-органов, соматических заболеваний и состояние психоэмоциональн ого статуса.

7. Улучшить качество жизни ребёнка, сократить сроки инвалидизации.

8. Повысить экономическую эффективность комплексного лечения.

В отделение челюстно-лицевой хирургии МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского за год госпитализируется около 30 детей с

расщелинами верхней губы, альвеолярного отростка и нёба. Нуждающиеся в комплексной подготовке составляют 98%

от общего числа обращавшихся. За период с 2005-2010 год в отделении челюстно-лицевой хирургии была оказана ранняя ортодонтическая и хирургическая помощь 121 ребёнку с данной патологией, все дети получали обследование и

лечение у физиотерапевта, были под наблюдением у врача-педиатра, консультированы медицинским генетиком,

логопедом. В процессе работы, учитывая современные тенденции в лечении и реабилитации, анализируя проблемы в лечении детей с патологией ЧЛО раннего школьного и школьного возраста, проанализировав опыт реабилитационных

центров, определена взаимосвязь специалистов и разработан алгоритм ранней реабилитации детей с ВРГН.

Основной задачей первого этапа раннего лечения детей с врождённой расщелиной верхней губы, альвеолярного отростка и нёба является подготовка ребёнка к хирургическому этапу лечения. На данном этапе необходимо

восстановить анатомическую форму верхней челюсти, сократив диастаз альвеолярных отростков, воссоздать правильную форму купола и нормализовать правильное соотношение челюстей. Обязательным является

восстановление функции и нейромышечного баланса в работе мышц. В момент привыкания к ортодонтическому формирующему аппарату, происходит воссоздание естественных условий для кормления, сосания, глотания и дыхания,

но изменённые анатомические формы и функции не посылают правильный нейромышечный сигнал в центральную

нервную систему. В результате чего замедляются и не восстанавливаютс я функциональные реакции организма. Для

устранения факторов, препятствующих согласованной работе всех органов и систем, необходимо лечение у

физиотерапевта. Данная группа пациентов нуждается также в более тщательном наблюдении педиатром, оценивающим

соматическое состояние здоровья ребёнка. Педиатр назначает профилактические и общеукрепляющие мероприятия,

направленные на оздоровление ребёнка, его правильное развитие и рост. Продолжительност ь первого этапа лечения должна составлять период новорожденности до 6 месяцев.

Всем детям было проведено ортодонтическое лечение: начинали лечение на съемных аппаратах- 36 пациентам были

установлены несъемные аппараты. Ортодонтическое лечение на несъёмной аппаратуре проводится с использование

активных элементов из металла с памятью формы. Пациентам, которым были установлены несъёмные аппараты, удалось сократить сроки пред-хирургическ ой подготовки в два раза, полностью нормализовать анатомическую форму верхней челюсти, устранить диастаз, снизить количество визитов к ортодонту и избежать осложнений в послеоперационно м периоде. В процессе проведения работы проведён сравнительный анализ эффективности

ортодонтического лечения. Пациенты, которым проводится ортодонтическое лечение с использованием несъёмного

аппарата, к 6 месяцам в не зависимости от величины диастаза и сложности патологии в 100% случаев первый этап раннего лечения был завершён.

На втором этапе раннего лечения и реабилитации детей с расщелинами верхней губы, альвеолярного отростка и нёба основной задачей хирурга является анатомическое восстановление расщеплённых фрагментов, устранение

деформации носа. Однако достигнутая на операционном столе « превосходная эстетика, ещё вовсе не означает превосходное восстановление функции» (Дзалаева Ф.К. 2005г) Эстетический и анатомический результат достигнутый хирургом необходимо закрепить в послеоперационно м периоде. Поэтому в тесном сотрудничестве работают на данном этапе физиотерапевт и ортодонт. Задачей врача-физиотерапевта и является полное восстановление функции мышц и

микроциркуляции в тканях. Проводилось исследование лазерной спектрофотометри и. В зависимости от показаний назначалось лечение ультразвуком и магнитотерапии. Задача ортодонта - предупреждение развития деформаций

верхней челюсти, грубого рубцевания, разрастания соединительной ткани в области преддверия верхней губы, образование вторичной деформации крыла носа, развитие стенозов носового хода и формированию эстетичного рубца верхней губы. Для этого применяют функциональные съёмные вестибулярные аппараты разных модификаций, в зависимости от типа расщелины.

Особенно актуальна в послеоперационном периоде проблема правильного формирования крыла и хода носа с нездоровой стороны. Для предупреждения деформаций и стенозов носового хода используются носовые вкладыши из

различных материалов - стандартные или индивидуально изготовленные. Если на данном этапе ребёнок получает в полном объёме реабилитационные процедуры, то нормализуется в полном объёме функция, не происходит

сдерживания роста верхней челюсти, рост и развитие происходит соответственно возрасту. Исключается необходимость в применении ортодонтических аппаратов постоянного ношения для сближения расщеплённых фрагментов верхней челюсти перед уранопластикой. В дальнейшем данная группа пациентов не нуждается в коррегирующих операциях в

области преддверия и красной каймы верхней губы. Нет необходимости в ортодонтическом лечении, направленном на исправление прикуса.

На завершающем третьем этапе раннего комплексного лечения всем детям проводится:

- уранопластика

- физиотерапевтические процедуры

- ортодонтическое лечение

- подготовка к логопедическому лечению

- наблюдение педиатра и отоларинголога

Задачи уранопластики (по срокам проводится 9-18 месяцев):

1) восстановить анатомическую целостность верхней челюсти

2) разобщить ротовую и носовую полость

3) создать условия для правильного формирования речи

Физиотерапевтическое лечение направлено на снятие отёка, улучшение микроциркуляции, профилактику воспалений. Все эти мероприятия способствуют предупреждению грубого рубцевания. Всем детям назначалась магнито- и лазеротерапия.

После уранопластики по данным некоторых авторов происходит задержка роста по трансверзали.

(Давыдов 2002 г., Шульженко 2005 г.) Поэтому ортодонтическое лечение проводилось с применением стандартных функциональных съёмных вестибулярных пластинках MUPPY различных модификаций, в зависимости от типа

расщелины. Лечение было направлено на предупреждение задержки роста в трансверзальной и сагитальных плоскостях.

Логопед на третьем этапе раннего комплексного лечения помогает подготовить ребёнка к постановке звукопроизношения, подготовить при помощи специального комплекса упражнений мышцы, участвующие к звукопроизношении. Детям с

расщелинами верхней губы, альвеолярного отростка и нёба, которым уранопластика была проведена в возрасте до 14 месяцев, характерной для данной патологии ринолалии выявлено не было.

В комплексную программу лечения детей с расщелиной верхней губы, альвеолярного отростка и неба включена

консультация и наблюдение ребёнка у отоларинголога-х ирурга. Его задачи – ранняя диагностика, предупреждение возникновения патологии, и лечение на ранней стадии средних отитов с выпотом, а также исключение заболеваний ЛОР

органов и любых других форм потери слуха у детей с полными расщелинами верхней губы, альвеолярного отростка и

нёба и расщелиной неба. Для того чтобы понимать причины постоянной и временной потери слуха, необходимо представлять ключевые моменты в развитии ребенка.

К четырем месяцам ребенок узнает голос родителей и улыбается, когда слышит их голос, даже если их не видит. К шести месяцем он распознает направление звука и поворачивает голову. Таким образом, формируется дистанционное распознавание. К девяти месяцам ребенок начинает лепетать и копировать звуки. Понимает отдельные слова и

значение слова “нет”. К году он уже произносит простые слова как “дядя”, и другие, которые можно распознавать, а

некоторые дети в состоянии произнести несколько слов. К 18 месяцам дети распознают части тела и название часто употребляемых предметов. К 2 годам они произносят предложения из двух слов и постепенно увеличивают словарный

запас. Потеря слуха может вести к задержке речевого развития и к нарушению звукопроизношени я. Наблюдение отоларинголога детей с патологией челюстно-лицевой области направлено на предупреждение развития патологии.

Участие логопеда, параллельно наблюдающего этих детей, помогает не пропустить задержку нормального развития

ребенка и выявить её истинную причину, если таковая будет выявлена.

Выводы:

Отсутствие ранней комплексной реабилитации приводит к сложным деформациям. Прогрессирует эстетическая

внешняя деформация, требующая множественных коррекций. Не воссозданная в полном объёме функция анатомически восстановленных мышц усугубляет патологию прикуса. Речевая патология пагубно сказываются на общем физическом и

интеллектуальном развитии ребёнка. Чувство ущербности и зачастую негативная реакция окружающих, особенно

ровесников, вызывает тяжёлые переживания у ребёнка и ухудшает состояние его психики. Не устранённые в детском

возрасте проблемы впоследствии мешают в труде и в повседневной жизни.

Пациент должен получать такую медицинскую помощь, которая восполняла бы пробел в здоровье и способствовала бы

формированию социально значимых черт личности. Комплексный подход стал единственно возможным рещением, и только он приносит оптимальные результаты.