Коррекция проблем

1. Нарушения прикуса

Красивая улыбка – без брекетов!

Здесь Вы можете познакомиться с возможностями раннего лечения нарушений прикуса у детей без брекетов. Результаты лечения зависят от множества факторов, таких, как: возраст пациента, степень нарушения прикуса, эластичность мускулатуры, регулярность занятий с системой TRAINER™ и некоторых других. Чтобы получить профессиональную консультацию, запишитесь на приём к специалистам нашего Центра Миофункциональной коррекции «ВАЛЛЕКС М».

Многие родители считают, что неправильный прикус у ребёнка – проблема наследственная, но, как показали исследования последних лет, в действительности большинство подобных нарушений возникает в результате неправильной работы языка при глотании и речи, вредных привычек сосания (пальцев, карандашей, губ и щёк), а также привычки дышать ртом, возникающей из-за частых простуд. Ротовое дыхание не только ведёт к росту аденоидов и храпу - нарушается развитие всего челюстно-лицевого скелета, деформируется верхний зубной ряд, нижняя челюсть, отстаёт в росте, что, естественно, портит профиль ребёнка. Сужение зубных дуг становится очевидным уже в начальный период смены зубов, когда родители замечают, что не всем новым зубкам у ребёнка хватает места в ряду, что они прорезываются неровно. Эта проблема в последнее время приобрела огромные масштабы – до 80 % школьников имеют аномалии прикуса, что неудивительно, ведь в результате стресс ...

Влияние нарушений прикуса на внешность ребёнка



Нормальный прикус

Гармоничное соотношение челюстей. Правильное смыкание зубных рядов.




Выпуклый профиль

2-й класс аномалий прикуса характерен недоразвитием нижней челюсти и протрузией (наклоном наружу) верхних резцов.
Аномалии прикуса 2-го класса с наклоном резцов внутрь относятся ко 2-му подклассу. Около 66% всех
аномалий прикуса относятся ко 2-му классу.



Вогнутый профиль

Истинная прогения (аномалии прикуса 3-го класса) - недоразвитие верхней челюсти и чрезмерный рост нижней челюсти. Ложная прогения – недоразвитие структур верхней челюсти – результат дыхания ртом. Обратное перекрытие зубных рядов.
 
narushenie-prikusa3.jpg
 

Для правильного формирования прикуса важное значение имеет

миодинамическое равновесие - нёбное положение языка изнутри компенсирует

наружное давление щёк и круговой мышцы рта, отвечающей за смыкание губ.

При ротовом дыхании это равновесие нарушается - язык занимает нижнее

или межзубное положение и возникает преобладание давления щёчных мышц на

зубные ряды снаружи, которое приводит к сужению зубных дуг и

формированию готического неба. Возникающая в результате деформация

челюстей не только затрудняет смыкание губ, но и ведет к деформации

зубных рядов, повышающей риск заболеваний пародонта и инфекции верхних

дыхательных путей.

zubnye-dugi.jpg


Правильный зубной ряд Деформированный зубной ряд

Сужение зубных дуг становится очевидным уже в начальный период смены зубов, когда родители замечают, что не всем новым зубкам у ребёнка хватает места в ряду, что они прорезываются неровно. Эта проблема в последнее время приобрела огромные масштабы – до 80 % школьников имеют аномалии прикуса, что неудивительно, ведь в результате стресса до 30% первоклашек и младших школьников начинают сосать пальцы, грызть ручки и карандаши.

Сформированная аномалия прикуса требует длительного и дорогостоящего лечения. Однако раннее выявление и своевременно проведённая превентивная коррекция во многих случаях поможет избежать сложного ортодонтического лечения, если устранить перечисленные факторы риска в раннем сменном прикусе.

Для коррекции подобных нарушений в 7-9 лет раньше использовались традиционные пластинки с винтами и металлическими дугами - довольно хрупкие и крайне неудобные конструкции, - поэтому дети предпочитали носить их в кармане, а не на зубах. Сегодня в  коммерческих клиниках ортодонты предлагают родителям подождать до 12-13 лет, а затем наклеить ребёнку брекеты с дугами, которые придётся носить не менее 2-3х лет. Но такое лечение стоит весьма недёшево и обычно требует удаления нескольких здоровых зубов, кроме того оно негативно сказывается на состоянии незрелой зубной эмали.  


narushenie_prikusa.jpg



Гораздо более эффективным и щадящим методом на сегодняшний день является миофункциональная коррекция, которую лучше начинать в возрасте 4-7 лет.  


Данный метод основан на использовании двучелюстных съёмных капп – трейнеров, выполненных из упругого силикона. Они мягко расширяют зубные ряды, снимая излишнее давление языка и губ на прорезывающиеся зубы, устраняя, таким образом, саму причину проблемы.

У многих школьников в период смены передних резцов возникает вредная привычка прокладывать язык в образовавшуюся щель и в результате ребёнок начинает шепелявить. Мягкий ограничитель изолирует язык ребёнка от резцов, помогая им прорезываться правильно, а  специальный подвижный «язычок» трейнера помогает тренировать мышцы языка и ставить сложные звуки при занятиях с логопедом.


treiner-v-polosti-rta.jpg

Трейнер в полости рта



Трейнеры обеспечивают комплексное превентивное лечение нарушений прикуса, не причиняя вреда ни эмали, ни гигиене полости рта, и, в отличие от жёстких пластинок и ортодонтических дуг, не ранят нежную слизистую рта и очень комфортны для детей. Важно, что при этом трейнер не сдерживает естественного роста челюстей, а лишь направляет его. В результате заметно улучшаются черты лица ребёнка, и даже улучшается его осанка, поскольку рост нижней челюсти влияет на  положение головы.

При недостатке места для всех прорезывающихся постоянных зубов наиболее эффективна система трейнеров МИОБРЕЙС, рекомендуемая детям 9 -18 лет и даже взрослым. Конструкция данной модели отличается встроенной в силиконовую каппу упругой дугой, которая активно расширяет зубной ряд, не причиняя вреда зубной эмали. Эта модель имеет и другую замечательную особенность -  силиконовые ячейки, корректирующие положение и разворот каждого зуба, поэтому она подбирается по размеру индивидуально. Трейнеры системы МИОБРЕЙС принципиально отличаются от обычных позиционеров  тем, что не просто механически выравнивают зубные ряды, но обеспечивают функциональную коррекцию, позволяя нормализовать работу губ и языка, т.к. именно правильная  функция мягких тканей гарантирует стабильность результатов лечения.

Трейнеры и каппы Миобрейс имеют также другое важное преимущество: их достаточно носить всего 1 час днём и всю ночь – коррекция происходит невидимо для окружающих, что важно для многих подростков, и они всё чаще предпочитают МИОБРЕЙС брекетам.  БРЕКЕТЫ – УЖЕ НЕ МОДНО!


Ротовое дыхание

Спросить у лор врача

Привычное ротовое дыхание: проблема и пути её решения

Природой человеку определено дышать носом. Вдыхаемый через нос воздух, проходя по носовым ходам и протокам увлажняется, подсушивается, согревается и очищается от пыли, остающейся на маленьких волосках носовых пазух. Одновременно раздражаются и рецепторы, участвующие в регуляции кровотока и активности головного мозга. Именно из-за нарушений в состоянии этих рецепторов у детей с затрудненным носовым дыханием нередко наблюдается состояние тревоги или угнетения, расстройства сна. Кроме того, свободное носовое дыхание необходимо для нормального газообмена крови, так как при дыхании через рот количество поступающего в организм человека кислорода составляет всего 75% от его нормального объема. Длительный недостаток поступления кислорода в организм  ведет к угнетению развития организма и анемии.

Поскольку защитные факторы, обеспечиваемые организму при дыхании носом, в полости рта не срабатывают, у таких детей гораздо чаще возникают простудные и респираторные заболевания, а при устоявшейся привычке дышать ртом в носоглотке нарушается нормальная вентиляция и образуются аденоиды – разрастания, затрудняющие свободное прохождение воздуха через нос. Аденоиды не являются первопричиной нарушения носового дыхания - они появляются лишь после того, как воздух перестаёт проходить по носовым ходам. Вот почему так важно своевременно и правильно лечить насморк у детей, не допуская его перехода в хроническую форму.

Привычка дышать ртом появляется у детей, как правило, в связи с частыми простудами, которые начинаются у ребенка, поступающего в ясли или детский сад. Поэтому очень важно своевременно научить малыша пользоваться носовым платком,  сморкаясь поочередно каждой ноздрей. Родителям также следует обратить внимание на дыхание ребенка во время сна. При затрудненном дыхании через нос ребенок спит с открытым ртом, иногда похрапывает. Этот тревожный сигнал. Если ребенок часто дышит ртом, ротовой тип дыхания с большой вероятностью может закрепиться у него в качестве вредной привычки, избавиться от которой крайне сложно.



Внешние признаки ротового дыхания: приоткрытый рот, вздернутая верхняя губа, вытянутый овал лица. Дети с ротовым дыханием часто облизывают пересохшие губы, в результате чего может развиться хейлит (покраснение и шелушение каймы губ). Если не заниматься восстановлением носового дыхания  у  ребенка постепенно формируется аденоидный тип роста лицевых структур,  характерный узкими ноздрями, широкой переносицей, уплощением подглазничных областей, двойным подбородком. Для детей с аденоидами характерны узкие плечи, впалая грудь и бледные щеки.

Привычка дышать ртом отражается не только на общем состоянии ребенка, но и значительно влияет на формировании зубочелюстной системы и речевых навыков. При ротовом дыхании миодинамическое равновесие челюстно-лицевой области  нарушается, поскольку язык ребёнка лежит между зубными рядами,не поддерживает свод верхней челюсти, не уравновешивает давление щечных мышц на зубные ряды. В результате у ребенка возникает сужение зубных рядов в боковых отделах, и недостаток места для всех постоянных зубов при их прорезывании.



При ротовом дыхании у ребенка происходит сужение носовых ходов и недоразвитие гайморовых пазух, которое замедляет рост костных структур верхней челюсти. В результате возникает сужение верхнего зубного ряда и скученность верхних зубов во фронтальном отделе. Чем более сужена верхняя челюсть, тем выше у ребёнка купол неба, а это, в свою очередь влияет на конфигурацию носовой мембраны, которая в результате постоянного ротового дыхания у ребёнка нередко нарушается, вплоть до закрытия. Это ведет и к нарушениям звукопроизношения – звук чистый, а фонем неправильный.

Низкое положение языка, смещение его вниз и назад, а также ослабление

диафрагмы полости рта приводит к нарушению артикуляции и гнусавости.

Кроме того, у детей с привычным ротовым дыханием в результате

ослабленного тонуса круговой мышцы рта затруднено смыкание губ, что

ведет к задержке развития нижней челюсти. В силу инстинктивно

сохраняемого организмом равновесия для осанки таких детей характерен

передний наклон головы, который со временем ведёт к перегрузке

височно-нижнечелюстного сустава, к лицевым мышечным болям, а также к

нарушению осанки.  



Применение капель для носа при сформированной привычке дышать ртом, как правило, не даёт результата. Даже после удаления аденоидов у многих детей сохраняется  привычка дышать ртом, которая сама по себе не устранится. В таких случаях необходимо  заново учить ребенка дышать носом, для чего необходимо регулярно тренировать тонус круговой мышцы рта. При отсутствии патологической непроходимости носовых ходов эффективным средством тренировки и постепенного восстановления носового дыхания является эластичный трейнер и вестибулярная пластинка, которые ребенок использует два раза по полчаса днем и надевает на ночь.  
Трейнер имеет более сложную конструкцию, чем вестибулярная пластинка, но принцип их действия одинаков. Регулярные занятия не менее часа днём плюс ночное применение обеспечивают значительное улучшение тонуса круговой мышцы рта уже через 2-3 недели, носовое дыхание у ребенка постепенно восстанавливается, и свободная вентиляция носовых ходов предотвращает разрастание аденоидов. Исследования показали, что при регулярной дыхательной гимнастике с использованием вестибулярной пластинки или трейнера носовое дыхание восстанавливается в среднем за 3,2 месяца у 87% детей в возрасте 3-6 лет и за 3 месяца у 83% детей 6-12 лет.

9.jpg

При этом, у детей со второй степенью разрастания аденоидов дыхание прилечении по этой методике восстанавливается даже без операционного вмешательства.




Очень важно тренировать круговую мышцу постепенно: два раза в день по два подхода, начиная с максимального времени, которое ребёнок может удерживать трейнер губами и постепенно добавлять по одной минуте. Время напряжения мышц нужно чередовать с таким же по продолжительности  временем их расслабления.

Атипичное глотание

  • Инфантильное глотание характерно для детей до 2-х лет и характеризуется низким положением языка и пассивным протеканием жидкости к глотке.
  • Соматическое глотание характерно для детей с 2 лет .Язык  поднимает и прижимает пищу спереди назад к твердому и мягкому небу. Этим движением пища оттесняется  в глотку. Многие дети при глотании воды надувают щеки. Некоторые делают своеобразные круговые движения губами. Каждый раз на зубы оказывается силовое воздействие, причем в определенном направлении. Это может привести к деформации зубных рядов и нарушению положения отдельных зубов.



Инфантильное глотание

Сатыго Е.А., доцент каф. Детской стоматологии МАПО СПб



В норме в акте глотания принимают участие 22 мышцы челюстно-лицевой области, подъязычной области и глотки. Ребенок рождается с уже заложенным рефлекторно механизмом глотания, которое в первые месяцы жизни носит название инфантильного. Благодаря сокращению мышц губ, щек, языка и отрицательного давления в полости рта младенца, молоко поступает в рот, и язык, располагаясь между десневыми валиками, направляет молоко в ротоглотку. При инфантильном глотании язык упирается в губы и щеки. По мере прорезывания молочных зубов, сосание заменяется жеванием, и у ребенка происходит перестройка типа глотания с инфантильного на соматический. При соматическом глотании язык располагается в передней трети твердого неба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань. Но если ребенок потребляет только жидкую или полужидкую пищу, то, несмотря на наличие у него зубов, полноценный акт жевания не формируется,  и перехода от инфантильного типа глотания к соматическому не происходит.
    
В норме язык, упираясь при глотании в переднюю треть твёрдого нёба, естественно формирует и поддерживает правильную форму зубных рядов. У детей же с инфантильным типом глотания язык в покое и при глотании располагается между верхним и нижним зубными рядами, и поэтому в процесс глотания заметно вовлекаются мышцы щёк и круговая мышца рта, что создаёт избыточное внешнее давление на зубные ряды при каждом глотательном движении. В результате преобладания внешнего давления приоральной мускулатуры над давлением языка изнутри возникают деформации зубных рядов,  ведущие к нарушению артикуляции и неправильному произношению звуков -  упираясь в верхние резцы, язык толкает их наружу, формируя  открытый прикус – основную причину межзубного сигматизма.
  

1.jpg


При инфантильном типе глотания язык способен выполнять лишь самые простые движения, и язычная мышца развивается слабо. Нередко в таких случаях ошибочно ставится диагноз макроглоссия. Однако в действительности язык малыша просто недостаточно развит, мышцы его вялы.

Центр миофункциональных исследований, посвятивший более 20 лет изучению влияния мышечного фактора на формирование зубочелюстно-лицевой системы,  разработал специальный тренажёр для активной тренировки оральной мускулатуры и правильного позиционирования языка у детей в молочном прикусе (3-5 лет) – профилактический трейнер «Infant». Регулярное применение этого трейнера позволяет выработать у ребенка правильное положение языка в покое и при глотании, а также устранить межзубный сигматизм, столь часто встречающийся у детей, длительно находившихся на искусственном вскармливании.

По данным Виноградовой Т.Ф. и  Снагиной Н.Т. (1980), у детей в раннем возрасте аномалии прикуса и развития челюстно-лицевой области встречается гораздо чаще, чем кариес. И потому профилактика ЗЧА у детей должна начинаться буквально с самого рождения.  Профилактические мероприятия должны в первую очередь быть направлены на устранение ротового дыхания, инфантильного глотания, дислалии, вредных привычек сосания и прокладывание языка между зубными рядами. А также у малышей своевременно должны выявляться и корректироваться аномалии размеров и прикрепления уздечек языка губ, и тонус жевательной и мимической мускулатуры.

В Ст. Петербурге среди младших школьников проводилось исследование - основной его задачей было изучение клинической эффективности применения профилактических трейнеров при лечении детей с миофункциональными проблемами, выявленными в сменном прикусе. Помимо этого оценивалось кариесогенная ситуация в ротовой полости и анализировался профилактический аспект влияния  трейнер-программы на эту ситуацию. В процессе исследования подтвердилась острая необходимость в ранней диагностике зубочелюстных аномалий у детей младшего школьного возраста.
 
Было обследовано 222 ребенка в возрасте 6-8 лет. Контрольные осмотры детей проводились раз в три месяца. Преортодонтический  трейнер рекомендовалось носить один час в день для активной миотренировки и также надевать его на ночь. Детям с дисфункцией носового дыхания дополнительно предлагалось проводить дыхательные упражнения. Родители были мотивированы к использованию данной методики и подробно проинструктированы. План лечения с использованием трейнера определялся для каждого ребенка индивидуально, в зависимости от его психоэмоционального статуса.

43 пациентам с инфантильным типом глотания коррекцию проводили при помощи преортодонтического трейнера. Через шесть  месяцев после начала лечения функция нормализовалась у 51% детей. Спустя  12 месяцев правильное глотание сформировалось у 80% детей, использовавших для коррекции миофункциональный трейнер (Табл.1).

Для сравнения остальным наблюдавшимся 38 пациентам с дисфункцией глотания  был назначен курс миогимнастики. Что показательно, у этих детей в течение года  значительных изменения не произошло (Табл. 2).
 
Из 87 детей с привычным ротовым дыханием 42 ребенка применяли для коррекции дисфункции преортодонтический трейнер, и через  шесть месяцев примерно  половина этих детей научилась дышать носом. Спустя год функция нормализовалась уже у  80 % детей, применявших для коррекции трейнер, в то время как у 45 пациентов с той же патологией, не носивших трейнер, но выполнявших дыхательные упражнения на протяжении того же времени, практических улучшений не произошло. ( Табл.2).
 
У детей с сочетанной патологией (одновременное нарушение функций глотания и дыхания), носивших трейнер в течение года значительно улучшились объективные признаки, однако полное устранение дисфункций наступило только у 30% пациентов. У таких детей необходимо сначала нормализовать носовое дыхание и только затем уделить время  восстановлению функции глотания. Период адаптации к трейнеру у этой группы продолжался почти в два раза дольше (Табл.1). У детей с сочетанной патологией, не использовавших аппарат, в течение года улучшений не наступило. Всем детям с сочетанной патологией были рекомендованы дыхательные упражнения и проведен дополнительный курс миогимнастики.
   

Таблица 1. Клинические результаты у детей применявших трейнер.

Количество пациентов с дисфункцией


При первом осмотре Через 6 месяцев Через год
Инфантильное глотание 43 21(49%)
9(21%)
Ротовое дыхание 42 23 (51%)
8(20%)
Сочетанная патология 33 24(73%) 22(67%)


Таблица 2. Результаты наблюдения контрольной группы.

Количество пациентов с дисфункцией


При первом осмотре Через 6 месяцев Через год
Инфантильное глотание 38 36
36
Ротовое дыхание 45 43
43
Сочетанная патология 21 21 21

По результатам проведённого исследования сделаны следующие выводы:


1.    Применение преортодонтического трейнера имеет высокую клиническую эффективность и способствует успешной коррекции  дисфункций дыхания и глотания у детей в сменном прикусе.
2.    Коррекция миофункциональных влияний в преортодонтический период может проводиться детскими специалистами (стоматологами и педиатрами, логопедами) в сочетании с дыхательными упражнениями и миогимнастикой.
    
Хотелось бы подчеркнуть перспективность метода ранней коррекции миофункциональных нарушений у детей с использованием преортодонтических трейнеров и рекомендовать ее к использованию в рамках программ профилактики у школьников младших классов, что обеспечит возможность более основательно уделять внимание правильному формированию глотания  и дыхания у детей.

Нарушения речевой артикуляции

Нарушение функции речи у детей диагностируется после 3-х летнего возраста, отклонения проявляются именно в период сформированного прикуса, когда у детей закрепляются вредные привычки. В большинстве случаев речевые нарушения, так или иначе, связаны  с врожденными или приобретенными дефектами органов речи. Развитие речи – это сложный и многообразный процесс, для правильного осуществления которого необходимы: нормальная функция головного мозга, нервных проводящих путей и нормальное развитие зубочелюстной системы.




Важно учитывать степень зависимости правильной артикуляции звука от конкретной аномалии в строении артикуляционного аппарата. Так, например, при механической дислалии нередко приходится предварительно корректировать аномалии в строении зубочелюстной системы ребенка для последующей правильной постановки звуков. Вот почему для разработки правильного и последовательного плана лечения при подобных сочетанных патологиях очень важно обеспечить взаимодействие и эффективное сотрудничество логопеда и ортодонта  


1.jpg 

-  это позволяет своевременно устранять анатомические нарушения в строении органов, участвующих в артикуляции и корректировать челюстно-лицевое развитие ребенка в целом.

Причинами неправильного произношения шипящих звуков могут быть такие аномалии речевого аппарата, как: укороченная уздечка языка, готическое нёбо, сужение верхней  челюсти, недоразвитие нижней челюсти с уплощением  центрального участка нижней челюсти  при глубоком резцовом перекрытии.
   
При неправильном произношении звуков, но внятной речи у ребенка (дислалии); при неправильном произношении и невнятной речи (ринолалии, тахилалии, брадилалии) детям необходима консультация врача–ортодонта. У детей,  которые лечатся только у логопеда, удлиняются сроки лечения. Врач–ортодонт, со своей стороны, может рекомендовать использовать при лечении, в зависимости от случая, пластинку  с заслонкой  или бусинкой.
Если у ребенка открытый прикус, и он, во время постановки логопедом звука (при межзубном стигматизме),


2.jpg


3.jpg

не может придать своему языку нужное положение, то заслонка пластинки не дает ребенку прокладывать язык между зубами, помогая одновременно и в лечении открытого прикуса.

Пластинку с бусинкой  можно применять при артикуляционной гимнастике для коррекции звуков «р» и шипящих, а также при дизартрии. Поместив пластинку в полость рта, ребенок сразу начинает интенсивно катать бусинку языком по твердому нёбу, стимулируя тем самым тонус язычной мышцы. Применять эту пластинку можно как во время занятий с логопедом, так и дома.


Пластинка с бусинкой рекомендована детям при:

1). Врожденной  ринолалии после проведенной операции по устранению врожденной расщелины нёба. Характерным для детей с ринолалией является изменение оральной чувствительности. Эти отклонения в произношении связаны с дисфункцией сенсомоторных проводящих путей. Пластинка с бусинкой будет способствовать тренировке вялых мышц и тканей полости рта.

2). Брадилалии – характеризуется патологической замедленностью темпа речи.



4.jpg
3). Тахилалии – характеризуется патологической ускоренностью темпа речи, когда при недостаточности артикуляционного аппарата дети испытывают трудности в произношении необычных слов.


Взаимосвязь речевых нарушений и ЛОР-проблем

«Внуку недавно удалили аденоиды, но он продолжает дышать ртом и иногда похрапывает во сне. Логопед объяснил, что гнусавость и нарушения фонации у него связаны с формой неба и ротовым дыханием. Ребенку сейчас 7 лет, и в школе с детьми проводятся логопедические занятия, но результаты пока слабые. Могла ли операция повлиять на фонацию?»
Анастасия, Москва


Отоларингологи отмечают тенденцию к увеличению количества детей с нарушением носового дыхания — лидируют заболевания миндалин, хронический ринит  и аденоиды. Дыхание и становление речи тесно связаны между собой.

 




5.jpg
Логопед Полина Эстрова



Детям с патологиями строения носоглотки рекомендуется регулярно использовать профилактический трейнер из эластичного силикона, который учит ребёнка держать рот закрытым и дышать носом, а также корректирует позицию языка.

В возрасте 4–8 лет он позволяет нормализовать «готическую» форму неба и носовой перегородки — дно полости носа опускается и твердое небо приобретает правильную куполообразную форму. Это происходит в результате правильного положения языка, давление которого на свод верхней челюсти изнутри нормализует его форму и ширину. Во второй половине сменного прикуса (после 9 лет) такого эффекта уже не наблюдается. Именно поэтому мы рекомендуем начинать комплексное лечение детей с подобными нарушениями как можно раньше.

Коррекция речевых нарушений с

применением трейнеров.

Линда Кендрик,  логопед частной практики, Сидней



Как логопед в процессе моей работы я регулярно сталкиваюсь с детьми всех возрастов с различными речевыми нарушениями.

Одно весьма распространённых нарушений, встречающихся в моей практике, является  межзубная шепелявость, сопровождаемая прокладыванием языка при глотании и нарушением функции оральной мускулатуры, обусловленным ослабленным тонусом круговой мышцей рта. У таких детей рот в покое постоянно полуоткрыт, что провоцирует возникновение привычного ротового дыхания, недоразвитие нижней челюсти и, как следствие, различные аномалии прикуса, характерные скученностью зубов.

В марте 2004, по совету ортодонта, для  лечения подобных случаев я стала использовать в своей работе миофункциональные трейнеры


Центр миофункциональных исследований разработал специальные тренажёры для активной тренировки оральной мускулатуры и правильного позиционирования языка у детей – миофункциональные ТРЕЙНЕРЫ. Регулярная тренировка с применением трейнера позволяет выработать у ребенка правильное положение языка в покое и при глотании, а также устранить межзубный сигматизм.


6.jpg

Миофункциональные трейнеры производятся  из эластичного силикона, абсолютно безопасного для детского организма, не раздражающего нежную слизистую оболочку полости рта ребёнка. Благодаря высокой гибкости силикона трейнер легко адаптируется к индивидуальным особенностям зубной дуги ребёнка. Трейнеры особенно эффективны в возрасте 3-9 лет и подбираются согласно возрасту ребёнка: для детей 3-5 лет – модель Infant, для детей 6-10 лет – модель T4K.

Я очень надеюсь, что представленный ниже случай из моей практики, в лечении  которого я применила трейнеры, поможет другим логопедам  увидеть, насколько эти простые аппараты могут быть эффективными и полезными в речевой терапии.

Очень часто логопед является первымспециалистом, к которому обращаются за помощью родители детей с миофункциональными проблемами –  это происходит  потому, что нарушения речи является самым заметным и значимым аспектом развития ребёнка для родителей и преподавателей. При подобных нарушениях очень важно своевременно  поставить ребёнку правильный диагноз и разъяснить родителям первопричину нарушений,  как комплексную проблему, а не как  только как речевую. Нередко здесь может потребоваться консультация других специалистов - отоларинголога, стоматолога или ортодонта.

Моё первое знакомство с системой трейнеров произошло, когда я консультировала 6-летнюю девочку, демонстрирующую типичные проблемы, обусловленные миофункциоными нарушениями. После осмотра подтвердилось, что у ребёнка присутствует межзубный сигматизм - шепелявость, влияющая на ее произношение звуков "с" и "з". У девочки в сменном прикусе наблюдалась стойкая привычка прокладывания языка при глотании между зубными рядами, обусловленная инфантильным типом глотания, в результате которой сформировался  открытый прикус во фронтальном отделе.  В состоянии покоя для ребёнка был также характерен полуоткрытый  рот и расположение языка между зубными рядами. При этом у девочки наблюдалась  комбинация ротового и носового дыхания, и демонстрировался полный диапазон движений языка, хотя для смыкания губ ей требовались минимальные усилия.

Важным фактором для формирования данных нарушений у пациентки было длительное  использование соски-пустышки - вплоть до 4-х летнего возраста! Девочка никогда не консультировалась у стоматолога.  Я предложила родителям совместить речевую коррекцию с использования миофункционального преортодонтического трейнера T4K в качестве дополнительной терапии к логопедическому лечению. Трейнер T4K помогает перестроить тип дыхания и глотания, снизить избыточное давление мышц и нормализовать рост зубочелюстной системы. Благодаря эффекту мышечной «памяти», результаты активной дневной тренировки с трейнером T4K закрепляются во время ночного ношения аппарата.

Я дала родителям направление к ортодонту, который  профессионально подтвердил, что моя рекомендация была верна. В ожидании консультации ортодонта, я приступила к традиционной речевой терапии - логопедическому лечению, направленному на исправление у ребенка произношения звука "с" и назначила ему комплекс упражнений для мышц рта, с целью нормализации положения губ в состоянии покоя. Хотя девочка была способна удерживать язык за передними зубами, она не могла позиционировать кончик языка на альвеолярном отростке – его давление постоянно приходилось на заднюю поверхность верхних резцов, в момент воспроизведения звуков. Для нее весьма затруднительным оказалось достичь точной постановки звука "с" на этой стадии.

После консультации с ортодонтом пациентке был назначен для ежедневной тренировки оральной мускулатуры трейнер T4K, который она под наблюдением родителей использовала в течение часа каждый день, а также надевала на всю ночь для закрепления результата. Уже через месяц у девочки заметно улучшился тонус круговой мышцы  рта, в состоянии покоя. Она уже с осознанием упражнялась в правильном позиционировании языка и в процессе тренировок научилась правильно произносить звук "с". На следующих занятиях спустя шесть недель мы достигли дальнейшиего прогресса - она произносила звуки "с" и "з" с точностью 95%, и добилась правильного расположения кончика языка - точно на альвеолярном отростке, без давления на зубы. 


7.jpg


Параллельно у девочки произошла коррекция открытого прикуса и нормализация носового дыхания. Эти результаты нас очень вдохновили, поскольку с помощью трейнера нам удалось не только избавить ребёнка от речевой патологии, но и устранить первичную дисфункцию мягких тканей. Улыбка девочки стала гораздо привлекательней. Пациентка использовала трейнер еще несколько месяцев для закрепления достигнутых результатов. Для меня этот успешный первый опыт речевой коррекции с использованием трейнера, стал прекрасным поводом для дальнейшего регулярного использования этих аппаратов в подобных случаях.


Гимнастика для языка

Скоро ваш ребёнок в первый раз переступит порог школы, но вас заботит, что он  до сих пор не все звуки произносит правильно. По данным исследований логопедов около 50% всех детей, поступающих в первые классы общеобразовательных школ, отстают в речевом развитии от возрастной нормы. Если у ребёнка имеются дефекты звукопроизношения, ему рекомендуются индивидуальные занятия с логопедом. Когда родители приводят ребёнка к логопеду, то часто оказывается, что проблемы речевого характера, обусловлены неправильно формирующимся прикусом, ротовым дыханием, инфантильным типом глотания. Поэтому очень важно своевременно  поставить ребёнку правильный диагноз, и здесь может потребоваться консультация ЛОР-специалиста, ортодонта, и даже стоматолога, для того чтобы выявить первопричину речевых нарушений у ребенка.

Процесс постановки правильного звукопроизношения с помощью специальных коррекционных