О методе миофункциональной коррекции


Что произойдет, если не проводить лечение?

Недоразвитие дыхательных путей

Инфекционные заболевания уха и носовых пазух

Ранние морщины

Искривление носовой перегородки

Апноэ с последующим риском инсульта, диабетом, высоким кровяным давлением и т.д.

Скученность зубов или рецидив после ортодонтического лечения

Проблемы ВНЧС/головная боль и боль в шее

Психологические проблемы

Нарушения пищеварения

Постуральные нарушения

Заболевания пародонта

Каковы цели лечения?

Добиться правильного положения языка в покое

Создать больше пространства для языка – “фривей” , чтобы избежать удушья, апноэ и обеспечить поддержку ширины зубных рядов языком

Добиться носового дыхания

Добиться нормального, здорового процесса жевания и глотания

Добиться смыкания губ

Устранить вредные привычки

Коррекция речевых нарушений с 

применением трейнеров.

Линда Кендрик,  логопед частной практики, Сидней


Как логопед в процессе моей работы я регулярно сталкиваюсь с детьми всех возрастов с различными речевыми нарушениями. 

Одно весьма распространённых нарушений, встречающихся в моей практике, является  межзубная шепелявость, сопровождаемая прокладыванием языка при глотании и нарушением функции оральной мускулатуры, обусловленным ослабленным тонусом круговой мышцей рта. У таких детей рот в покое постоянно полуоткрыт, что провоцирует возникновение привычного ротового дыхания, недоразвитие нижней челюсти и, как следствие, различные аномалии прикуса, характерные скученностью зубов. 

В марте 2004, по совету ортодонта, для  лечения подобных случаев я стала использовать в своей работе миофункциональные трейнеры.  


Центр миофункциональных исследований разработал специальные тренажёры для активной тренировки оральной мускулатуры и правильного позиционирования языка у детей – миофункциональные ТРЕЙНЕРЫ. Регулярная тренировка с применением трейнера позволяет выработать у ребенка правильное положение языка в покое и при глотании, а также устранить межзубный сигматизм.



6.jpg


Миофункциональные трейнеры производятся  из эластичного силикона, абсолютно безопасного для детского организма, не раздражающего нежную слизистую оболочку полости рта ребёнка. Благодаря высокой гибкости силикона трейнер легко адаптируется к индивидуальным особенностям зубной дуги ребёнка. Трейнеры особенно эффективны в возрасте 3-9 лет и подбираются согласно возрасту ребёнка: для детей 3-5 лет –  модель Infant, для детей 6-10 лет –  модель T4K

Я очень надеюсь, что представленный ниже случай из моей практики, в лечении  которого я применила трейнеры, поможет другим логопедам  увидеть, насколько эти простые аппараты могут быть эффективными и полезными в речевой терапии. 

Очень часто логопед является первымспециалистом, к которому обращаются за помощью родители детей с миофункциональными проблемами –  это происходит  потому, что нарушения речи является самым заметным и значимым аспектом развития ребёнка для родителей и преподавателей. При подобных нарушениях очень важно своевременно  поставить ребёнку правильный диагноз и разъяснить родителям первопричину нарушений,  как комплексную проблему, а не как  только как речевую. Нередко здесь может потребоваться консультация других специалистов - отоларинголога, стоматолога или ортодонта. 

Моё первое знакомство с системой трейнеров произошло, когда я консультировала 6-летнюю девочку, демонстрирующую типичные проблемы, обусловленные миофункциоными нарушениями. После осмотра подтвердилось, что у ребёнка присутствует межзубный сигматизм - шепелявость, влияющая на ее произношение звуков "с" и "з". У девочки в сменном прикусе наблюдалась стойкая привычка прокладывания языка при глотании между зубными рядами, обусловленная инфантильным типом глотания, в результате которой сформировался  открытый прикус во фронтальном отделе.  В состоянии покоя для ребёнка был также характерен полуоткрытый  рот и расположение языка между зубными рядами. При этом у девочки наблюдалась  комбинация ротового и носового дыхания, и демонстрировался полный диапазон движений языка, хотя для смыкания губ ей требовались минимальные усилия. 

Важным фактором для формирования данных нарушений у пациентки было длительное  использование соски-пустышки - вплоть до 4-х летнего возраста! Девочка никогда не консультировалась у стоматолога.  Я предложила родителям совместить речевую коррекцию с использования миофункционального преортодонтического трейнера T4K в качестве дополнительной терапии к логопедическому лечению. Трейнер T4K помогает перестроить тип дыхания и глотания, снизить избыточное давление мышц и нормализовать рост зубочелюстной системы. Благодаря эффекту мышечной «памяти», результаты активной дневной тренировки с трейнером T4K закрепляются во время ночного ношения аппарата. 

Я дала родителям направление к ортодонту, который  профессионально подтвердил, что моя рекомендация была верна. В ожидании консультации ортодонта, я приступила к традиционной речевой терапии - логопедическому лечению, направленному на исправление у ребенка произношения звука "с" и назначила ему комплекс упражнений для мышц рта, с целью нормализации положения губ в состоянии покоя. Хотя девочка была способна удерживать язык за передними зубами, она не могла позиционировать кончик языка на альвеолярном отростке – его давление постоянно приходилось на заднюю поверхность верхних резцов, в момент воспроизведения звуков. Для нее весьма затруднительным оказалось достичь точной постановки звука "с" на этой стадии. 

После консультации с ортодонтом пациентке был назначен для ежедневной тренировки оральной мускулатуры трейнер T4K, который она под наблюдением родителей использовала в течение часа каждый день, а также надевала на всю ночь для закрепления результата. Уже через месяц у девочки заметно улучшился тонус круговой мышцы  рта, в состоянии покоя. Она уже с осознанием упражнялась в правильном позиционировании языка и в процессе тренировок научилась правильно произносить звук "с". На следующих занятиях спустя шесть недель мы достигли дальнейшиего прогресса - она произносила звуки "с" и "з" с точностью 95%, и добилась правильного расположения кончика языка - точно на альвеолярном отростке, без давления на зубы.  


7.jpg



Параллельно у девочки произошла коррекция открытого прикуса и нормализация носового дыхания. Эти результаты нас очень вдохновили, поскольку с помощью трейнера нам удалось не только избавить ребёнка от речевой патологии, но и устранить первичную дисфункцию мягких тканей. Улыбка девочки стала гораздо привлекательней. Пациентка использовала трейнер еще несколько месяцев для закрепления достигнутых результатов. Для меня этот успешный первый опыт речевой коррекции с использованием трейнера, стал прекрасным поводом для дальнейшего регулярного использования этих аппаратов в подобных случаях.



Гимнастика для языка

Скоро ваш ребёнок в первый раз переступит порог школы, но вас заботит, что он  до сих пор не все звуки произносит правильно. По данным исследований логопедов около 50% всех детей, поступающих в первые классы общеобразовательных школ, отстают в речевом развитии от возрастной нормы. Если у ребёнка имеются дефекты звукопроизношения, ему рекомендуются индивидуальные занятия с логопедом. Когда родители приводят ребёнка к логопеду, то часто оказывается, что проблемы речевого характера, обусловлены неправильно формирующимся прикусом, ротовым дыханием, инфантильным типом глотания. Поэтому очень важно своевременно  поставить ребёнку правильный диагноз, и здесь может потребоваться консультация ЛОР-специалиста, ортодонта, и даже стоматолога, для того чтобы выявить первопричину речевых нарушений у ребенка. 

Процесс постановки правильного звукопроизношения с помощью специальных коррекционных упражнений с логопедом достаточно длительный и трудоёмкий – эти  упражнения направлены на формирование правильных взаимоотношений между определенными анатомическими структурами полости рта. Если не заниматься ими  постоянно, то процесс закрепления (автоматизации) правильного произношения звуков происходит слишком медленно. Мы с Вами, дорогие родители, не всегда имеем достаточно времени, чтобы заниматься с детьми дома. А если малыш всё лето проводит с бабушкой на даче? Как же помочь ребенку скорее освоить  правильное произношение всех звуков при подготовке к школе? 


8.jpg


Наиболее важным органом для правильного звукопроизношения является язык. Именно он чаще всего виноват в дефектах воспроизведения звуков. Двигательные мышцы языка нужно тренировать,  развивая их подвижность и чувствительность. Существуют специальные логопедические зонды для массажа языка, но не всем детям нравится эта процедура.  Хорошим тренажёром для домашней разминки слабого или ленивого детского язычка может служить  вестибулярная пластинка с бусинкой. Совсем несложно научить ребенка самостоятельно заниматься несколько раз в день с таким тренажёром. 

  
Нужно просто поместить пластинку в рот, сомкнуть губы и начать раскатывать языком по нёбу прозрачную подвижную бусинку. 
В процессе таких занятий (2-3 раза в день по 10 минут) эффективно разрабатываются  все мышцы языка, улучшается чувствительность мягких тканей нёба, а параллельно  тренируется и круговая мышца рта, что очень важно для нормализации носового типа дыхания и фонации. В результате такой регулярной «гимнастики» в занятиях с логопедом очень скоро появится заметный прогресс. 

Если ребёнок прокладывает язык между зубами при глотании и произношении некоторых звуков, это ведёт не  только к шепелявости, но к различным нарушениям прикуса: мышцы языка очень сильны, и потому его регулярное давление на зубы может нарушить наклон резцов и вызвать серьёзную деформацию зубных рядов. Из-за низкого положения языка при ротовом дыхании, смещении его назад и вниз, у ребёнка  ослабляется диафрагма полости рта и, как следствие, нарушается артикуляция. Научить язык занимать   правильное нёбное положение поможет миофункциональный трейнер – другой вид тренажёра, выполненный из эластичного силикона.



9.jpg


Трейнер предотвращает прокладывание языка между зубными рядами, что способствует коррекции межзубного сигматизма и вырабатывает у ребёнка правильный тип глотания, при котором язык поддерживает свод нёба, благодаря чему нормализуется его форма и улучшается фонация звуков. Упражняться с трейнером (всего 15-20 минут в день) очень просто и даже весело – параллельно можно смотреть  мультики или слушать сказку перед сном. В каждом индивидуальном случае логопед подберёт оптимальный для Вашего ребенка режим и средство коррекции. 


ГОРЯЧАЯ  ЛИНИЯ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ:  (495) 784-71-35


Почему возникают нарушения прикуса?

Факторы риска нарушений прикуса у детей и возможности раннего превентивного лечения.

Этим вопросом задаются многие родители. Однако сегодня ответ на этот вопрос существует: «Чем раньше, тем лучше!» Решать проблемы по мере их возникновения – большая роскошь, по крайней мере, в ортодонтии. Проблемы неправильного прикуса проще, дешевле и эффективнее решать в период молочного и сменного прикуса.

– Почему прикус бывает неправильным, а  зубы неровными?

Многие родители считают, что виновата наследственность, но, как показали последние исследования, в 75-80% случаев эти нарушения возникают под воздействием излишнего давления мягких тканей, окружающих челюсти. Если ваш ребёнок дышит ртом, постоянно кладёт в рот палец, закусывает губу, щёку - это уже причина для визита к ортодонту.
Дыхание ртом, например, ведёт к недоразвитию верхней челюсти, а в результате - к скученности зубов. 


1.jpg

Привычка держать палец во рту, прокладывать язык между зубами при глотании и речи влияет на смыкание передних зубов у ребёнка, вызывая их смещение.


-  А в каком возрасте закладываются подобные нарушения?

Для нормального развития зубочелюстной системы большое значение имеет правильная работа мышц, окружающих зубные ряды. Дисбаланс мышечного давления при сосании у искусственно вскармливаемых детей  - не просто результат, а основная причина большинства аномалий и деформаций челюстно-лицевой области.


2.jpg

(рис. 1а)



При нормально протекающем сосании нижняя челюсть в малыша выдвигается вперёд при каждом сосательном движении, что способствует её активному росту. Благодаря этому она догоняет в своем развитии верхнюю уже к шести месяцам.

Если сосание неполноценно или протекает неправильно, то  отставание нижней челюсти в росте усугубляется, и в результате у ребёнка развивается дистальный прикус.
 
Вот почему необходимо строго придерживаться рекомендаций педиатра по проведению искусственного вскармливания и избегать применения круглых длинных сосок, поскольку они нарушают физиологически правильное положение языка, что влияет на мышечный баланс в челюстно-лицевой области.
Предпочтение лучше отдавать ортодонтическим моделям сосок с отверстием снизу, способствующим лучшему прохождению пищи. Что касается пустышек, лучше расстаться с ними до двухлетнего возраста. При выборе же их важно помнить, что чем тоньше шейка пустышки (рис. 1а и 1б), тем меньше риск возникновения открытого прикуса у малыша.


3.jpg

(рис. 1б)


4.jpg

(рис. 2)


Предпочтение лучше отдавать ортодонтическим моделям сосок с отверстием снизу, способствующим лучшему прохождению пищи. Что касается пустышек, лучше расстаться с ними до двухлетнего возраста. При выборе же их важно помнить, что чем тоньше шейка пустышки (рис. 1а и 1б), тем меньше риск возникновения открытого прикуса у малыша. 

Если же малыш не может отвыкнуть от пустышки или постоянно сосёт пальчик, бросить вредную привычку поможет специальная пластинка «СТОППИ» (рис.2)

Развитие зубочелюстной системы ребёнка тесно связано с развитием всех систем в растущем организме, и отражается не только на внешности, но и на здоровье малыша, его речи и общем развитии. Доказано, что у детей со скученностью зубов и другими зубочелюстными нарушениями кариес развивается  гораздо чаще, а это в свою очередь провоцирует возникновение заболеваний парадонта. Здесь требуется простейшая профилактика – научите ребёнка правильно жевать, и вовремя вводите в рацион его питания твердую пищу, требующую механического перемалывания, обеспечивающего необходимую нагрузку на твёрдые ткани и растущие челюстные кости.

Чрезвычайно распространенная причина возникновения зубочелюстных аномалий – нарушение носового дыхания,  которое развивается у детей в результате частых простуд и ОРЗ. Три года – это возраст, когда  ребенок впервые идёт в детский сад, что создаёт для него стрессовую ситуацию и может привести к ослаблению иммунитета, и родители обязательно должны обратить внимание на проявление первых признаков нарушения носового дыхания. У таких детей, как правило, нарушается осанка и даже возможно  развитие сколиоза. Если ребенок играет и  бегает с открытым ртом, похрапывает во сне, нельзя упускать этот момент и следует показать ребёнка специалисту как можно раньше.

- Так когда же лучше идти к ортодонту?

- Неправильное положение молочных зубов естественным образом  «закладывает»  последующие нарушения в положении постоянных, и эти проблемы становятся явными, когда прорезаются первые постоянные зубы. Поэтому впервые ребенка к ортодонту приводят, как правило, в 7-9 лет. Прикус в этом возрасте можно попытаться исправить при помощи съемных  ортодонтических пластинок и дуг. Но проблема заключается в том, что они сдерживают естественный рост челюстных костей, неудобны и часто ломаются. К тому же, их нужно носить постоянно, но на деле ребёнок нередко носит пластинку в кармане, а не на зубах  - пока не видят родители. Такое лечение не приносит результатов, и нередко родители, отчаявшись, его прерывают. Но проблема никуда не исчезает.

Некоторые врачи советуют повременить с лечением и заняться исправлением после того, как все зубы у ребёнка поменяются, и, будучи уже подростком, он сам захочет лечиться. Традиционно, это более позднее лечение проводится на несъёмных брекетах, нередко травмирующих зубную эмаль. К тому же брекеты  довольно дороги, а  носить их нужно не меньше 2-х лет. В поисках денег или в очереди к хорошему специалисту можно провести не один год, а за это время проблемы только усугубятся. В итоге может потребоваться даже удаление здоровых постоянных зубов или операция. Поэтому лучше всего показать малыша врачу ещё в 3-5 лет, когда проблемы только намечаются, и вредные привычки ребёнка - первый сигнал для родителей.

- Какие же новые методы лечения могут предложить сегодня ортодонты?

Эффективную помощь в устранении миофункциональных нарушений у детей  может оказать использование лечебно-профилактических стандартных аппаратов - вестибулярных пластинок и преортодонтических трейнеров, применяемых для ранней коррекции аномалий прикуса,  а также тренировки круговой мышцы рта, правильного положения языка  и нормализации дыхания. Вестибулярные пластинки «МАППИ» предназначены для детей 3-6 лет, преортодонтические трейнеры – для детей 6-10 лет. Трейнеры и вестибулярные пластинки активизируют механизмы саморегуляции в растущем организме, устраняя вредные мышечные воздействия. Являясь мнемотехническими средствами помощи, они активно воздействуют на саму причину проблемы в период смены зубов. 

- Но как же можно воздействовать на зубы, которых еще нет?


5.jpg


Новые ортодонтические аппараты – миофункциональные трейнеры и вестибулярные пластинки корректируют не столько положение самих зубов, сколько мышечный фактор, который оказывает решающее воздействие на формирование прикуса. Если действие брекетов и дуг направлено на механическое исправление уже имеющихся нарушений, то трейнеры и пластинки Хинца устраняет саму причину этих нарушений.

Контролируя воздействие мягких тканей на прорезывающиеся зубы, они не только предотвращают возникновение проблем с прикусом, но и гарантируют стабильные результаты, эффективно предотвращая рецидивы, - бич традиционного лечения, - ведь именно правильная работа мышц отвечает за нормальное развитие зубочелюстной системы. Их уникальная конструкция позволяет выработать у ребенка привычку дышать носом, тренирует правильное положение языка, снимает излишнее давление губ и щек.

Вестибулярные пластинки от доктора Хинца  (рис.3)  очень просты в применении, удобны и гигиеничны. Каждая пластинка упакована в яркую индивидуальную коробочку, что, как и игровые моменты такого лечения, привлекательно для детей. Гибкая конструкция и эластичность позволяет им легко адаптироваться к индивидуальным особенностям зубочелюстной системы ребенка. Пластинка заменит малышу пустышку или пальчик во рту, и при этом не потребуется угроз и принуждения - дети охотно идут на эту замену.


6.jpg

(рис. 3)


7.jpg

(рис. 4)



Трейнеры (рис.4) рекомендуется носить уже с 5–6 лет, когда ребенок начинает активно расти. Поскольку трейнер сделан пластичного силикона, он подходит к любой форме зубной дуги и не доставляет никаких физических неудобств. Они наиболее эффективны в период смены молочных зубов на постоянные.
Благодаря пластичности материала трейнеры подходят к любой форме зубной дуги и, не доставляя ребёнку никаких неудобств,


помогают перестроить тип дыхания и глотания, снизить избыточное давление мышц и нормализовать рост зубочелюстной системы.


8.jpg

(рис. 5)



На втором этапе лечения применяются более упругие модели трейнеров, выравнивающие зубной ряд. Для многих детей сегодня актуальна новая модель трейнера, получившая специальное название «Myobrace» (рис.5)

Она также изготовлена из упругого силикона, но разработана специально для суженных зубных дуг и снабжена встроенной расширяющей дугой, а также особыми эластичными ячейками, которые задают правильное положение каждому прорезывающемуся постоянному зубу. Трейнеры «Myobrace» подбираются индивидуально по размеру и, благодаря упругой встроенной дуге эффективно расширяют зубной ряд при недостатке места для зубов, не причиняя при этом никакого вреда чувствительной детской зубной эмали.

- А не будет ли ребенок снимать трейнер, как это часто бывает с пластинками?

- Все средства миофункциональной коррекции – вестибулярные пластинки, трейнеры и  позиционеры «Myobrace» рекомендуется носить ежедневно 1-2 часа днём и всю ночь, поэтому стесняться аппарата малыш не будет, он может его надевать, когда никто не видит, т.о. процесс коррекции происходит под присмотром родителей и незаметно для окружающих. Уже через пару месяцев вы увидите, как улучшился профиль и даже осанка вашего ребёнка, ведь все системы в организме развиваются во взаимном влиянии. А стоимость такого комфортного и эффективного лечения в несколько раз ниже традиционного лечения.

Тест для родителей

Предлагаем Вам понаблюдать за своим ребенком в течение трех дней, а затем заполнить следующую таблицу:

Если Ваш ребёнок:


Привык дышать ртом
Похрапывает во сне
С трудом разжевывает пищу
Глотает с напряжением губ, щёк
Плохо выговаривает звуки
Имеет привычку закусывать губы
Потерял один или два зуба до 5 лет
Привык сосать палец или пустышку
Грызёт ногти, карандаши


… у него высок риск формирования зубочелюстных аномалий.