Обратный звонок
Главная
/
Библиотека
/
ПРОФИЛАКТИКА ЗУБОЧЕЛЮСТНЫХ АНОМАЛИЙ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА

ПРОФИЛАКТИКА ЗУБОЧЕЛЮСТНЫХ АНОМАЛИЙ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА

ПРОФИЛАКТИКА ЗУБОЧЕЛЮСТНЫХ АНОМАЛИЙ  В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА

ПРОФИЛАКТИКА ЗУБОЧЕЛЮСТНЫХ АНОМАЛИЙ

В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА

Минаева И.Н., к.м.н., доцент,

Аксенова А.С., логопед

Кафедра ортодонтии РМАПО, зав. - проф. Малыгин Ю.М.;

Дом ребенка №25 специализированный УЗЮАО г Москвы, глав. врач - Слепак Л.К.

Профилактическое направление медицинской помощи детям в нашей стране имеет давние традиции. В стоматологии первым шагом на этом пути была организация санации полости рта школьников, предложенная А.К.Лимбергом в 1900г. Разработанная Т.Ф. Виноградовой система кратной санации полости рта была направлена в первую очередь на профилактику кариеса как основного стоматологического заболевания и не требовала тесного взаимодействия с педиатрической службой. Каждый специалист выполнял свой объем работ, независимо от других, по собственному графику: педиатры контролировали питание, обеспечивали выполнение общеоздоровительных мероприятий и других видов неспецифической профилактики, а стоматологи отвечали за местное применение фтор содержащих препаратов, герметизацию фиссур, лечение неосложненных форм кариеса, обучение гигиене полости рта и т.п.

Взаимосвязь зубочелюстно-лицевых аномалий с предрасположенностью к кариесу зубов и его осложнениям, к заболеваниям пародонта, и как следствие - к ранней потере зубов и патологии височно-нижнечелюстных суставов изучалась многими специалистами (Виноградова Т.Ф., Хорошилкина Ф.Я., Окушко В.П., Самохина Е.С., Снагина Н.Г., J. Mew и др.). Одновременно у таких пациентов нарушаются функции дыхания, жевания, глотания и речи. Нередко аномалии прикуса сочетаются с нарушениями других органов и систем организма пациента: пищеварительной, дыхательной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной и нервно-психической.

Известно, что устраняя небольшое число факторов риска и снижая их уровень, можно предупредить развитие многих серьезных заболеваний при относительно малых затратах и высокой эффективности, по сравнению с профилактикой одного какого-либо заболевания. (В.К.Леонтьев, Г.Н.Пахомов. Профилактика стоматологических заболеваний., М.:2006. )

Профилактика зубочелюстных аномалий и деформаций – это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение и устранение этиологических и патогенетических факторов, способствующих возникновению зубочелюстных аномалий.

Потребность в первичной профилактике ортодонтической направленности снижается по мере роста ребенка. Она не может осуществляться силами одних только стоматологов.

Для наглядности рассмотрим методы, которыми она может быть реализована:

· Устранение вредных привычек, таких как прикусывание и сосание губ, щек, языка, сосание пальцев и посторонних предметов;

· Контроль за осанкой, лечебная гимнастика;

· Контроль за положением ребенка во время сна;

· Дыхательная гимнастика – для восстановления носового дыхания;

· Тренировка соматического глотания;

· Достаточное количество твердой и грубоволокнистой пищи в рационе ребенка – для повышения активности функции жевания;

· Миотерапия – для нормализации функций жевательных и мимических мышц и языка;

· Ношение стандартных лечебно-профилактических аппаратов (вестибулярных пластинок).

Меры профилактики, выполняемые врачом-стоматологом - это своевременная санация полости рта и профилактика кариеса с целью сохранения временных зубов до их физиологической смены. В случае их преждевременной потери (более чем за 1 год до смены) стоматолог обязан направить ребенка к ортодонту для изготовления замещающих протезов.

Таким образом, основные меры профилактики формирования зубочелюстных аномалий должны выполняться детьми дома с помощью родителей. Отсюда следует, что повышение мотивации и обучение родителей занимают значительную часть рабочего времени и, к сожалению, часто без результатов.

В возрасте 3-6 лет большое количество детей посещает дошкольные учреждения или различные дошкольные гимназии, что дает возможность организовать профилактику на групповом уровне. С другой стороны физиологическое и социальное развитие ребенка позволяет составлять и реализовывать индивидуальные комплексы лечебно- профилактических мероприятий, которые подробно описаны в отечественной литературе.

Разработанная Н.Г.Снагиной схема проведения в детских дошкольных учреждениях профилактических мероприятий, направленных на предупреждение развития зубочелюстных аномалий и рассчитанная на содействие персонала, к сожалению, не стала стандартом.

Основная задача профилактической работы на данном этапе – найти организационные формы сотрудничества специалистов разного профиля для координации совместных усилий и повышения уровня мотивации родителей.

Одна из причин низкой эффективности профилактической работы в организованных детских коллективах заключается в отсутствии методики и показателей оценки работы специалистов. Для врачей стоматологов единственным показателем является количество осмотренных детей, но это только первый этап, после которого необходимо определение объема и планирование лечебно-профилактических мероприятий, обучение родителей правильному выполнению назначенных процедур, этапный контроль над их выполнением и оценка эффективности. Соответствующие показатели (за исключением последнего) имеются в листке учета работы врача-ортодонта, но они отражают только процесс, а не результат. Проверить их проведение крайне затруднительно, и ФОМСы в большинстве случаев их не оплачивают.

Привлечение к проведению профилактических мероприятий персонала детских дошкольных учреждений, с одной стороны, может облегчить задачу, поскольку потребуется меньше времени и усилий на этапе обучения и анализа, с другой стороны, выполнение дополнительных обязанностей может быть только добровольным. Поэтому инициатива логопедов специализированного Дома ребенка №25 УЗЮАО г. Москвы по реализации программы профилактики зубочелюстных аномалий у их подопечных актуальна, заслуживает внимания и поддержки.

Особенностью данного учреждения является то, что находящиеся в нем дети в возрасте от 1,5 до 6 лет, имеют патологию ЦНС и отставание в развитии различной степени тяжести, в т.ч. синдром Дауна.

Нами был проведен семинар для всего персонала, в рамках которого были подробно рассмотрены этиология зубочелюстных аномалий, ранние признаки и факторы риска их развития, а также методы ранней диагностики подобных нарушений.

При осмотре ортодонты, выявляли не только отклонения в формировании зубочелюстной системы, но и факторы риска их возникновения, в первую очередь функциональные нарушения. Из 60 детей нуждались в профилактике 51 (85%), что соответствует данным литературы. Для каждого малыша был составлен индивидуальный комплекс лечебно-профилактических мероприятий. Из методов были выбраны: дыхательная гимнастика для всех детей старше 3 лет и стандартные вестибулярные пластинки Muppy различных модификаций для миотерапии, нормализации функций языка и губ, устранения вредных привычек по показаниям.

0532c05a4e102edc8931fd5ad099d935

Вестибулярные пластинки назначались детям старше 3-х лет либо на время сна, либо для активной миотерапии. Были использованы следующие модификации: простая (мягкая или жесткая), с козырьком (мягкая или жесткая), с заслонкой от языка и с активатором для языка (с бусинкой). Простая вестибулярная пластинка назначалась детям с вредными привычками сосания пальцев или посторонних предметов при отсутствии отклонений в строении зубных рядов или небольшой протрузии резцов верхней челюсти; пластинка с козырьком (или упором для резцов нижней челюсти) назначалась при наличии выраженной сагиттальной щели, инфантильном глотании.

Дети с привычным межзубным положением языка – пластинка с заслонкой от языка, при задержке психоречевого развития и синдроме Дауна рекомендовали пластинку с активатором для языка (с бусинкой). Из программы сразу пришлось исключить 10 детей с наиболее тяжелой патологией ЦНС. Всего пластинки были назначены 27 малышам.

Затем был проведен повторный семинар для сотрудников, на котором основное внимание было уделено роли каждого из них в предстоящей работе. Среди персонала обязанности были распределены следующим образом: воспитатели групп проводят дыхательную гимнастику в группе и обеспечивают использование вестибулярных пластинок детьми во время сна; логопеды проводят индивидуальные занятия по миотерапии, в т.ч. и с вестибулярными пластинками.

Период адаптации (февраль-март 2007г.) у основной массы детей прошел успешно в течение 3-4 недель. У двоих детей (7,5%) с умственной отсталостью и грубой задержкой речевого развития отмечалось резко негативное отношение к пластинкам, что проявлялось в виде плача, нежелания брать их в рот. Они были исключены из программы. Еще у троих (11,2%) период адаптации был более длительным, требовался постоянный контроль.

Дополнительные трудности возникли с детьми (3 чел. - 11,2%), находящимися на пятидневном пребывании в Доме ребенка. После выходных дней, когда родители забирали их домой, забывали приносить пластинки обратно, дома почти не использовали, что также удлиняло период адаптации.

За период наблюдения (март-июль 2007г.) были переданы на усыновление или в другие учреждения 12 малышей, среди оставшихся 15 положительная динамика отмечена у 5 детей (33,3%): полное устранение или уменьшение вертикальной щели (20%), устранение или уменьшение сагиттальной щели (13,3%).

Отдельного следует отметить состояние детей с синдромом Дауна. Хорошо известны лицевые признаки при этой патологии у взрослых пациентов: недоразвитие средней зоны лица, макроглоссия, макрогения, дыхание ротовое, постоянное межзубное положение языка. У всех обследованных детей, имеющих названную патологию соотношение челюстей нейтральное, но дыхание ротовое и постоянное межзубное положение языка, его тонус резко снижен. Цель использования вестибулярной пластинки с активатором для языка в этом случае – контролировать тонус и положение языка, стремиться к тому, чтобы губы ребенка в покое были сомкнуты, что должно помочь сохранить нейтральное соотношение челюстей и стимулировать носовое дыхание. В течение 4 месяцев применения пластинки у всех детей сохранилось нейтральное соотношение челюстей, но для окончательных выводов необходим более длительный период наблюдения в течение 3-6 лет.

Для всех сотрудников Дома ребенка участие в работе по профилактике зубочелюстных аномалий у детей было новым, непривычным видом деятельности, это создавало на первом этапе определенные трудности, такие как несогласованность действий сотрудников работающих в разные смены. Требовалось дополнительное обучение и инструктаж персонала. В случае заболевания малыша и его госпитализации проведение любых профилактических мероприятий прерывалось, как и у детей в семьях.

Кроме того, в случаях возникновения инфекционного заболевания и введения карантина перерыв приходилось делать для всех детей. Тем не менее, положительный результат за 4 месяца отмечен у 33,3% детей, что демонстрирует возможность и жизнеспособность такой формы работы и может быть рекомендован для детских дошкольных учреждений, впервую очередь, с круглосуточным пребыванием детей.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ONLINE
это поле обязательно для заполнения
Ваши ФИО*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Комментарии*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Телефон:
Москва
Электронный адрес:
Ключевые факторы
Сделанные на базе интернет-аналитики выводы могут быть указаны как претенденты на роль ключевых факторов.
Задача организации
Задача организации, в особенности же семантический разбор внешних противодействий требует анализа экономической целесообразности принимаемых решений.
Базовые сценарии
Лишь базовые сценарии поведения пользователей смешаны с неуникальными данными до степени совершенной неузнаваемости.
Базовые сценарии
Лишь базовые сценарии поведения пользователей смешаны с неуникальными данными до степени совершенной неузнаваемости.
Базовые сценарии
Лишь базовые сценарии поведения пользователей смешаны с неуникальными данными до степени совершенной неузнаваемости.
Обратный звонок
Скрытое поле: Услуга
Это поле обязательно для заполнения
Ваше имя
*
Это поле обязательно для заполнения
E-mail:
*
Это поле обязательно для заполнения
Телефон:
*
Это поле обязательно для заполнения
Область ввода:
*
Это поле обязательно для заполнения
Галочка
*
Спасибо! Форма отправлена
Обратный звонок
Скрытое поле: Услуга
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена