В последнее время все больше врачей ортодонтов при планировании лечения обращается к помощи смежных специалистов. Помимо сотрудничества с отолярингологами и логопедами, весьма перспективным направлением становится совместная работа врача-ортодонта и остеопата, что существенно расширяет также возможности раннего лечения аномалий прикуса у детей, поскольку у детей нарушениям прикуса, как правило, сопутствуют нарушения осанки, носового дыхания, глотания, травмы шейного отдела позвоночника и черепа. В связи с этим в ортодонтии возникла необходимость в сотрудничестве с врачами-остеопатами.
Известно, что язык формирует прикус лучше любого ортодонта. Помимо участия в сосании, глотании, жевании и речи, язык играет ведущую роль в формировании боковых поверхностей зубов, костных структур нёба, участвует в стабилизации равновесия шейных позвонков и связок внутренних органов, прикрепленных к ним. В связи с этим в процессе ортодонтического лечения важно корректировать миофункциональные нарушения зубочелюстной системы, иначе результат любого ортодонтического лечения будет нестабильным.
Развитие воздухоносных путей и лицевого скелета тесно взаимосвязаны: ротовое дыхание ведет к плохой вентиляции и задержке роста гайморовых пазух, что отрицательно сказывается на развитии верхней челюсти, приводя к ее сужению и формированию «готического» нёба. Одна из причин нарушения носового дыхания у детей – гипертрофия носоглоточной миндалины, которая блокирует задние отделы носа и носоглотку, приводя к ротовому дыханию, что является пусковым механизмом к изменению направления роста челюстных костей с горизонтального на вертикальный. Даже после удаления аденоидов у большинства пациентов сохраняется привычка дышать ртом. Таким детям требуется комплексное лечение у ортодонта и отоларинголога, направленное, прежде всего, на восстановление носового дыхания.
В норме язык должен располагаться в куполе нёба и его давление на свод нёба изнутри уравновешивает,таким образом,внешнее давление щёчных мышц, обеспечивая рост верхней челюсти в ширину и формирование романовской формы нёба.
Низкая позиция языка в полости рта, характерная для детей с ротовым типом дыхания, провоцирует нарушение миодинамического равновесия не только в челюстно-лицевой области, но и через мышцы шеи неправильное положение корня языка оказывает негативное влияние на положение головы и осанку ребёнка в целом. При ротовом дыхании, язык располагается между зубными рядами, не оказывая поддержку своду верхней челюсти. В таком случае давление щечных мышц на зубные ряды преобладает, что ведёт к сужению челюстей и недостатку места для языка в полости рта, а это, в свою очередь, негативно влияет на процессы становления речи.
Кроме того при слабом тонусе круговой мышцы рта, характерной для детей с ротовым дыханием, затруднено смыкание губ при глотании и в состоянии покоя: в момент глотания активно включается подбородочная мышца, которая в норме не должна участвовать в акте глотания и включается только при ослабленной круговой мышце (мышце-антогонисте). Это ведёт к задержке горизонтального роста нижней челюсти, т.к. нижняя челюсть растёт вслед за верхней, что возможно лишь при нормальном смыкании губ.
Очень важно также, что при ротовом дыхании значительно затруднена вентиляция носовых пазух, что ведёт к недоразвитию костных структур верхней челюсти, её сужению и формированию узкого готического нёба. В результате у таких детей формируется аденоидный тип лицевого роста - деформация лицевого скелета, сопровождающаяся скученностью зубов как верхней, так и нижней челюсти, подорбитальным уплощением и синими тенями под глазами, а также различными заболеваниями лор органов.
Это орган, в структуре которого работает 19 мышц - они прикрепляются к нижней челюсти, височной кости через двубрюшную мышцу и крепится к подъязычной кости. Посредством подъязычной кости прикрепляется к грудине, ключице и лопатке, то есть через них осуществляется связь со всем плечевым поясом.
Иннервация языка очень важна. Передний пучок иннервируется тройничным нервом. При создании изометрической контрактуры языка ответ будет на задних мышцах шеи. На рентгенограмме важно отмечать уровень расположения подъязычной кости (она располагается прямо под нижней челюстью).
Треугольник между шиловидным отростком и подъязычной костью определяет силовые линии, центр которых находится на языке. Натяжение всей этой зоны ведёт к нижнему положению языка и формированию привычного ротового дыхания.
При нормальной функции языка, он не только при глотании, но и в покое располагается в плотном контакте с нёбом, что обеспечивает его куполообразную форму. При этом верхний зубной ряд «выстраивается»вокруг языка в виде правильной параболы.
При лечении детей с патологией прикуса, вызванных миофункциональными нарушениями, необходимо «перепрограммиовать» нейромышечные цепочки.
В норме язык располагается с упором в область бюноидальной зоны (уровень назопалатинального нерва), стремясь заполнить пустое пространство купола нёба.
Язык также участвует через двубрюшную мышцу в создании напряжения, которое заставляет «открываться» височные кости. Таким образом, через него оказывается влияние на всю переднюю мышечную цепочку.
Для коррекции патологий прикуса применяются ортодонтические аппараты,
однако большинство из них занимают в куполе нёба то пространство, где в норме должен располагаться язык, что ведёт к его низкому положению и усугубляет патологию. Поэтому после снятия нёбных пластинок дисфункция языка, не «приученного» работать правильно, очень часто является главной причиной рецидива. Из-за низкого положения языка и смещения его назад возникает ослабление диафрагмы полости рта, в результате чего нарушается артикуляция и может развиться ринолалия.
Детям с низким или межзубным положением языка необходимо тренировать его правильную позицию - «перепрограммировать» её так, чтобы в покое и при глотании язык занимал только нёбное положение. Благодаря тренингу правильной позиции и функции языка с помощью миофункциональных трейнеров, в раннем сменном прикусе удаётся устранить миодинамический дисбаланс и предотвратить формирование «готического» нёба.
Трейнер вырабатывает нёбное положение языка, препятствуя ротовому дыханию и прокладыванию языка между зубными рядами.
Он стимулирует развитие зубных дуг за счёт коррекции функции, не мешая языку находиться в естественном положении. У детей в возрасте до 8 лет использование трейнера позволяет путём восстановления миодинамического баланса ЧЛО нормализовать не только прикус, но и форму ивысоту нёба.
Дополненное комплексом дыхательных упражнений, такое лечение поможет быстро восстановить носовое дыхание, форму и размер носовых ходов.