Стандартные миофункциональные аппараты и их конструктивные особенности.
Сатыго Елена Александровна , стоматолог-терапевт, кандидат мед. Наук заведующий кафедрой детской стоматологии, доцент.
Эффективным способом устранения миофункциональных нарушений у детей является миотерапия с использованием вестибулярных пластинок и преортодонтических трейнеров.
Вестибулярные пластинки
Если до трёх лет ребенок не избавился от привычки сосать палец или пустышку, если он дышит ртом и неправильно глотает, ему помогут защитные вестибулярные пластинки «МАППИ», разработанные немецкой компанией DR.HINZ-DENTAL специально для малышей. Разные виды пластинок предназначены для устранения различных миофункциональных нарушений, и какая именно нужна ребенку должен определить врач (стоматолог, ортодонт, педиатр, логопед).
Пластинка помогает ребенку отвыкнуть от сосания пустышки или пальца, учит правильно дышать и глотать, а также стимулирует язычную мышцу, что позволяет эффективно использовать пластинки в речевой терапии. Гигиеничная упаковка пластинок разработана специально для детей и оформлена в виде яркого сундучка (см. заднюю обложку).
Стандартная вестибулярная пластинка, заменив во рту пустышку или палец, поможет быстро и эффективно устранить открытый прикус, а также и поможет ребёнку избавиться от вредных привычек.
Как показала практика, более 80% детей всего за одну неделю избавляются от привычки сосать соску или палец при помощи вестибулярных пластинок «МАППИ».
Стандартная пластинка чаще используется как профилактическая, когда ещё нет изменений прикуса и положения языка, но уже появились предрасполагающие к тому факторы. Потребность ребенка в сосании часто сохраняется вплоть до школьного возраста и порой неразумно поощряется родителями, которым хочется “немного покоя”. Исследования показали, что более 20% детей, приступающих к занятиям в начальной школе, все еще сосут большой палец. Но, чем ребёнок старше, тем более прочно закрепляются у него вредные привычки, и тем труднее ему отказаться от сосания пальца, языка, посторонних предметов. Авторитет зубного врача или ортодонта поможет убедить ребенка, в том, что эти привычки могут привести к серьёзным нарушениям, и только в этом случае лечение будет успешным.
Применяемые для профилактики миофункциональных нарушений стандартные вестибулярные пластинки выпускаются с красным кольцом - для детей 3-5 лет, т.е. в молочном прикусе и с синим – для сменного прикуса (у детей 6-7 лет).
Если у малыша формируется глубокий прикус, если его нижняя челюсть отстаёт в развитии, а привычка сосания пальца или закусывания нижней губы формирует дистальный прикус, вместо стандартной пластинки рекомендуется использовать пластинку с козырьком. В таких случаях использование стандартной пластинки противопоказано. Козырек закусывается нижними зубами – так пластинка не опрокидывается, и ребенку легче удерживать её во рту. Нижняя челюсть ребенка при этом выдвигается вперед, что активно стимулирует ее горизонтальный рост. При этом у ребёнка происходит тренировка круговой мышцы рта и эффективно восстанавливается тонус жевательных мышц.
Пластинки с козырьком, как и стандартные, выпускаются двух видов: жёсткие и эластичные. Жёсткая пластинка обычно назначается при выраженной протрузии верхних резцов. Использование эластичной пластинки особенно рекомендовано в тех случаях, когда у ребёнка ослаблена круговая мышца рта, и необходимо нормализовать носовое дыхание – для удержания мягкой пластинки во рту требуются более активные мышечные усилия.
Если нет полной непроходимости носовых ходов, хорошие результаты дают дыхательные упражнения с использованием защитной пластинки (у детей 3- 6 лет) или преортодонтического трейнера (в 6 - 12 лет).
Методика лечения заключается в том, что один раз в день с ребенком проводят следующие упражнения:
Вдох ртом, выдох носом –10 раз,
Вдох носом выдох ртом –10 раз,
Вдох и выдох носом –10 раз.
Затем ребенок надевает пластинку и делает еще 15 вдохов и выдохов носом.
При плохой проходимости носовых ходов нужно начинать с минимального количества упражнений (сколько сможет ребенок), затем с каждым разом увеличивая количество. Через месяц трейнер или пластинка носится уже два часа в день и всю ночь.
Процесс трудоемкий, но результат его эффективен. У детей со второй степенью разрастания аденоидов дыхание по этой методике восстанавливается даже без оперативного вмешательства. Ведь нередки случаи, когда даже после аденэктомии без применения дыхательных упражнений и специальных аппаратов дыхание не восстанавливается, и ребенок продолжает дышать ртом.
При регулярной дыхательной гимнастике с использованием трейнера или пластинки носовое дыхание восстанавливается в среднем за 3 ,2 месяца у 87% детей 3-6 лет и за 3,1 месяца у 83% детей 6-12 лет. В контрольной группе детей, занимающихся только дыхательными упражнениями (без применения каких- либо аппаратов) дыхание восстановилось через 6 месяцев только у 32% детей от 3-х до 6 лет, и у 12% детей в возрасте от 6 до12 лет.
У большинства детей открытый прикус формируется в результате привычки прокладывать язык между зубами. Пластинка с заслонкой для языка уберет непослушный язык подальше от зубов и поможет нормализовать прикус.
Конечно, можно попробовать увлечь ребенка миогимнастикой для языка, например, ежедневно проводить с ребенком такую зарядку для языка:
кончик языка расположить впередней части твердого неба (не давя на зубы) и передвигать его по нёбу вперед назад. Выполнять его следует не менее 5 раз в день по 3-5 минут.
Разумеется, успех проведения подобных профилактических
упражнений, зависит от добросовестности выполнения их маленьким пациентом, но, к сожалению, у многих родителей просто не хватает времени для регулярных занятий с ребенком.
Если мы имеем дело только с инфантильным глотанием, то коррекцию дисфункции глотания у детей в молочном прикусе нужно проводить с помощью пластинок с проволочной заслонкой. Ребенку обязательно нужно научиться глотать с такой пластинкой, т.к. язык, ощущая препятствие, ищет и находит свое правильное положение в полости рта.
Если из-за неправильного положения языка и нарушения в работе мышц ребенок плохо выговаривает звуки, рекомендуется использовать пластинку с бусинкой. Катая языком бусинку по нёбу, ребёнок стимулирует корень языка, поднимая его к нёбу. Если неправильное глотание осложнено нарушением дыхания, то при этом у ребёнка происходит тренировка носового дыхания.
Прежде всего, необходимо обращать внимание на тип дыхания. У 98% детей, восстановивших носовое дыхание с использованием пластинки, параллельно нормализовался и процесс глотания. Необходимо отметить, что в возрасте 3-6лет восстановление нарушенных функций проходит достаточно быстро. У 93% обследованных детей нормализация глотания и дыхания происходит за 6 месяцев.
Советы психолога:
Желательно первое занятие провести в кабинете у врача.
Постоянно контролируйте процесс лечения (проводите прием раз в месяц).
При каждом посещении хвалите ребенка и поощряйте подарком.
Чаще хвалите ребёнка и акцентируйте его успехи.
В разговоре с малышом не говорите: «ты должен». Лучше скажите: «давай поиграем в игру, кто дольше удержит пластинку во рту»
Предупредите родителей, что миотренировка должна проводиться регулярно, каждый день, и что лечение требует терпения и времени.
Используйте игровые моменты: нарисуйте два домика на расстоянии попросите ребенка, катая бусинку по нёбу, рисовать дорожку, словно он едет от домика к домику на самокате.
Миофункциональные преортодонтические трейнеры
В период сменного прикуса (начиная с 6-7 лет) для нормализации дисфункций и миотатических рефлексов вместо вестибулярных пластинок, рекомендуется использовать преортодонтические миофункциональные трейнеры. Эти аппараты эффективно нормализуют функции дыхания и глотания, а также устраняют многие вредные привычки, часто возвращающиеся к ребёнку в этот психологически непростой для него период, когда он начинает ходить в школу.
Показания к использованию преортодонтических трейнеров:
- Скученность во фронтальном отделе нижней челюсти
- Открытый прикус во фронтальном отделе
- II класс Энгля 1 и 2 подклассы
- I класс Энгля, скученность
- Слабовыраженный III класс Энгля
- "Вредные" привычки: сосание большого пальца, неправильное глотание, речевые проблемы
- Дистальное положение нижней челюсти
Противопоказания к использованию преортодонтических трейнеров:
- Скелетный III класс
- Перекрёстный прикус в боковых участках
- Непроходимость носовых ходов
В качестве профилактического средства в сменном прикусе преотродонтический трейнер может назначить даже обычный детский стоматолог, знакомый с данной методикой, что позволяет значительно расширить возможности ее применения. Действие этого аппарата направлено не на столько на механическое перемещение зубов, сколько на устранение самих причин зубочелюстной деформации путем коррекции мышечной дисфункции в сменном прикусе, благодаря чему нормализация формы и ширины зубного ряда, а, следовательно, и челюстно-лицевого развития ребенка в целом происходит наиболее естественным путем.
Гибкая конструкция и эластичность преортодонтического трейнера позволяет ему легко адаптироваться к индивидуальным особенностям зубочелюстной системы ребенка.
Миофункциональный трейнер уникален по конструкции, поскольку он не сдерживает рост челюстных костей, но, напротив, контролирует и мягко направляет их рост. Это особенно важно, т.к. аномалии прикуса часто связаны с непропорциональным развитием верхней или нижней челюсти.
Конструктивные особенности трейнера позволяют при дистальном и глубоком прикусе стимулировать рост нижней челюсти в области шейки сустава - она выдвигается вперёд, что способствует её горизонтальному росту вперёд.
Миофункциональные трейнеры являются эксклюзивной разработкой австралийской компании Myofunctional Research Co. и производятся из гибкого ипоаллергенного материала, комфортного для детей и не травмирующего эмаль зубов, в отличие от металлических дуг и проволочных конструкций ортодонтических пластинок. Трейнер позволяет пациенту «пассивно» выполнять необходимую мышечную тренировку для нормализации работы мягких тканей. Простота использования этих аппаратов, а также игровые моменты такого лечения привлекательны для детей и способствуют вовлечению маленьких пациентов в процесс лечения.
Программа лечения при помощи преортодонтических трейнеров «Т4К» предполагает последовательное использование гибкого начального и более упругого завершающего трейнера.
Начальный, голубой трейнер обеспечивает мягкое лечебное воздействие, он хорошо адаптируется к индивидуальным особенностям зубочелюстной системы каждого ребенка, требуя лишь минимальной припасовки, которую врач-ортодонт осуществляет на первом же приёме. Кроме того, использование стандартного аппарата позволяет избежать неприятного для малышей процесса снятия слепка, что немаловажно также и с точки зрения загруженности зуботехнических лабораторий. Врач объясняет ребёнку и его родителям принцип действия аппарата, правила ухода за ним и индивидуальный режим его использования.
Конструктивные особенности трейнера
· Выравнивание зубов происходит благодаря:
1. Каналам-направляющим для прорезывающихся зубов
2. Лабиальным дугам – оказывают легкое давление на зубы фронтального отдела и ограничивают интенсивность мышечного давления
· Миофункциональная тренировка:
3. "Язычок" – вырабатывает правильное положение языка при глотании, речевой артикуляции и в покое.
4. Ограничитель активности языка - устраняет привычку прокладывания языка между верхними и нижними зубами.
5 Губные бамперы - снимают излишнее давление нижней губы и стимулируют тонус круговой мышцы рта.
· Коррекция взаиморасположения челюстей достигается за счёт крыловидной формы основания трейнера, обеспечивающей разгрузку и ортопедическую поддержку в области височнонижечелюстного сустава.
Благодаря язычку, на внутренней части аппарата ребенок научится правильно позиционировать язык при глотании и дыхании, т.к. благодаря специальной «защитке» трейнер устраняет излишнее давление языка на зубы, возникающее при инфантильном глотании и не позволяет прокладывать язык между зубами. Специальные «шипики» на наружной поверхности вестибулярной поверхности трейнера, стимулируют рост апикального базиса и способствуют тренировке круговой мышцы рта, которая у многих детей, привыкших дышать ртом, развита слабо. Установлено, что при лечении с использованием трейнера функции дыхания и глотания нормализуются у 87% детей в среднем за 9 месяцев.
Поскольку миофункциональный трейнер предназначен для рефлекторной мышечной тренировки, осуществляемой преимущественно во время ночного сна, аппарат необходимо не менее одного часа носить также и днём - для привыкания и активной мышечной тренировки. Благодаря эффекту мышечной «памяти», результаты активной дневной миокоррекции закрепляются во время ночного ношения аппарата. Губы и зубы пациента во время тренировки должны быть сомкнуты, но не стиснуты. Жевать аппарат и разговаривать в нём нельзя.
Желательно, чтобы первые две-три недели родители контролировали процесс дневной миотренировки, находясь в это время рядом с ребёнком, т.к. эффективность воздействия трейнера напрямую зависит от его регулярного и правильного использования.
Не страшно, если первое время трейнер будет выскальзывать изо рта у ребенка во время ночного сна. Для перестройки мышечной функции требуется некоторое время, и уже через 2-3 недели ребенок сможет спать с трейнером всю ночь. Чтобы ускорить процесс адаптации можно на первом этапе немного увеличить время дневного ношения трейнера.
Через 6-8 месяцев голубой трейнер заменяется на красный, идентичный по конструкции и размеру, но выполненный из более упругого материала – полиуретана. Завершающий трейнер, помимо миофункциональной тренировки, выполняемой голубым аппаратом, позволяет более интенсивно воздействовать на положение прорезывающихся зубов, интенсивно выравнивая их по принципу ортодонтической дуги.
Если пациент носит трейнер регулярно, врач увидит позитивные сдвиги уже через два-три месяца. (Желательно приглашать ребёнка на приём не реже раза в месяц). Общее время лечения при помощи трейнеров составляет, т.о. примерно год-полтора. Такой метод лечения особенно эффективен в сменном прикусе, т.к. он позволяет устранить саму причину зубочелюстной аномалии (за исключением скелетных форм) и добиться стабильного результата коррекции, чего невозможно достичь у пациентов в постоянном прикусе.
Выводы:
Согласно теории функционирующих систем, при развитии миофункциональных нарушений растущие анатомические структуры адаптируются к изменяющимся условиям, и неправильные миотатические рефлексы становятся доминантными, в результате чего и возникают зубочелюстные деформации.
Повторная адаптация в процессе лечения происходит очень длительно и расценивается как парадоксальная. Очевидно, что для пациента предпочтительнее правильное формирование зубочелюстной системы, а не последующая коррекция её деформаций.