ОРОФАЦИАЛЬНАЯ МИОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ - система мероприятий направленная на изменение костно-мышечных проблем и патологических навыков в речевом аппарате.
Эта наука сейчас оформляется в систему прямо на наших глазах. Еще 10 лет назад мало кто из логопедов вообще слышал об этом.
Но в последние годы значительно увеличилось количество детей с ортодонтическими, стоматологическими, дыхательными, речевыми проблемами. Как оказалось, это все тесно взаимосвязано. Количество вредностей, которые влияют на женщину и на плод во время беременности неуклонно увеличивается. Да и роды проходят все менее и менее благоприятно для ребенка. И после появления на свет малыша его ждет целый арсенал вредностей, скоторыми прежде новорожденный не сталкивался.
Вредные факторы, влияющие на формирование зубочелюстной системы ребенка:
1. Генетические.
Все мы похожи на папу, на маму. Может быть предрасположенность по расположению уздечек, глубине преддверия рта, размерам челюстных костей. Адентия - отсутствие зубов. Сверхкомплектные зубы. Микро и макродентия (маленькие или крупные зубы). Диспатия (аномалия положения зуба) и транспозиция (обмен местами двух соседних зубов).
2. Нарушения внутриутробного развития.
3. Нарушения организации питания и искусственное вскармливание. Метод вскармливания.
4. Болезни детей раннего возраста.
5. Нарушения функции зубочелюстной системы.
6. Вредные привычки.
7. Перенесенные воспалительные заболевания мягких и костных тканей лица, ВНС.
8. Травмы зубов и челюстей.
9. Кариес и его последствия.
10. Задержка прорезывания.
11. Задержка выпадения молочных зубов
12. Отсутствие трем в 5-6 лет.
На генетические предрасположенности мы влиять не можем. А вот на физиологическое течение беременности мама может и должна влиять. Ребенок должен правильно вскармливаться. Необходимо правильно держать бутылочку во время кормления, выбирать соску, повторяющую контур соска матери, вовремя избавлять ребенка от пустышки. Необходимо во время перевести малыша на твердую пищу и не злоупотреблять протертой едой, вызывающей атрофию жевательных мышц.
Какие нарушения зубочелюстной системы могут влиять на развитие речи ребенка?
Основными признаками правильно сформированного прикуса является следующие признаки (как у взрослых, так и у детей):
1. Ровные зубные дуги.
2. Верхняя челюсть располагается кпереди относительно нижней.
3. Средняя линия, проходящая между центральными зубами совпадает со средней линией лица.
4. Верхние передние зубы на одну треть коронки перекрывают нижние.
5. В боковых участках 4 и 5 или 6-7-е фиссурно-бугровое смыкание.
Какие мы знаем нарушения прикуса?
В сагиттальном направлении прикус может быть нарушен по типу: ПРОГНАТИЯ и ПРОГЕНИЯ.
Прогнатия - это дистальный прикус.
Прогения - мезиальный прикус.
В вертикальном направлении. Смотрим по смыканию центральных резцов. Иногда не смыкаются плотно, тогда развиваются:
Открытый прикус
Глубокий (верхние зубы перекрывают нижние более чем на одну треть). Есть две разновидности глубокого прикуса. Когда только в области центр резцов перекрытие глубокое - это сагиттальная щель (сосание пальца, соски). Вторая разновидность - верхняя челюсть равномерно глубоко перекрывает нижние зубы и травмируют слизистую. Это глубокий травмирующий прикус.
Перекрестный прикус.
При смыкании зубов правильное смыкание, а на второй стороне нет. При отсутствии совпадений центральных линий. С одной стороны фиссурно-бугровое смыкание, а с другой стороны этого смыкания нет. Это и есть перекрестный прикус.
У ребенка может быть патологически укорочена уздечка языка. И это мешает ему не только правильно сосать на ранних этапах развития, пережевывать пищу и формировать правильную артикуляцию звуков на более поздних.
Без специальных логопедических мероприятий спонтанно звуки верхнего подъема не появятся. А в некоторых случаях приходится прибегать к хирургическому вмешательству. Для формирования правильного звукопроизношения могут быть препятствием так же и укороченные подгубные уздечки.
Как может нарушения дыхания влиять на речь? Почему у ребенка может быть нарушено дыхание?
Это может быть следствием врожденной патологии органов дыхания, аденоидов. Это может быть результатом частых простудных заболеваний или привычки держать рот приоткрытым при сосании соски или пальца.
Если рот ребенка постоянно приоткрыт, то во время речи язык будет находится преимущественно между зубами. Отсюда у таких детей мы часто сталкиваемся с межзубными сигматизмами. Кроме того, при ротовом дыхании у ребенка страдает интонационно-выразительная сторона речи.
Нарушение иннервации могут пагубно влиять на речевое развитие ребенка. Нарушения мышечного тонуса, гиперсаливация, синкинезии и другие неприятности, являющиеся признаками раннего органического поражения ЦНС, могут грубо задерживать формирование звукопроизношения у ребенка.
Эффективность работы логопеда у детей с такими особенностями зависит от правильно построенного алгоритма взаимодействия с другими специалистами: неврологом, ортодонтом, ЛОР врачом. Информированность логопеда о влиянии зубочелюстных аномалий на формирование артикуляционного аппарата и знания о возрастных изменениях в строении зубочелюстной системы ребѐнка позволят ему своевременно выявлять дефекты в еѐ строении. Для выявления причин нарушений в строении артикуляционного аппарата необходим тщательный осмотр ребѐнка, где проверяют строение и функции артикуляционного и дыхательного аппарата.
Для миофункциональной коррекции в речевой терапии детские стоматологи и ортодонты рекомендуют применять специальные вестибулярные пластинки или трейнеры – мягкие силиконовые миофункциональные позиционеры, корректирующие положение языка и способствующие нормализации мышечного баланса жевательного органа. Трейнеры «Infant» для детей от 3 до 5 лет назначают для активной тренировки оральной мускулатуры и правильного позиционирования языка у детей в молочном прикусе, а также для тренировки жевательной мускулатуры.
Регулярное применение этого трейнера позволяет выработать у ребѐнка правильное положение языка в покое и при глотании, а также устранить межзубный сигматизм. Рекомендуемый режим использования трейнера – 2 раза в день по 10-15 минут. В случаях грубой патологии - ночное ношение.
Преортодонтическая модель трейнера Т4К предназначена для детей 6-10 лет для коррекции миофункциональных нарушений, в том числе и речевых. С помощью данной модели трейнера нормализуется тип дыхания, положение языка при глотании и в покое, снижается избыточное давление внешних приоральных мышц, снимется напряжение подбородочной мышцы, устраняется скученность зубного ряда. Трейнер используется ночью и всего один час днѐм.
При нарушениях произношения свистящих звуков, которые могут наблюдаться
при открытом прикусе, перекрѐстном прикусе, слабой подвижности языка, ротовом дыхании, инфантильном типе глотания, детям до 5 лет от прокладывания языка показано использование пластинки с заслонкой или профилактической модели трейнера «Infant».
Детям старше 5 лет оптимальный комплексный эффект обеспечит использование трейнера модели Т4К.
При искажениях шипящих звуков, которым способствуют глубокий прикус, прогнатия, язычный наклон зубов, ограниченная подвижность языка и губ, эффективна тренировка при помощи вестибулярной пластинки с бусинкой.
Помимо разминки языка здесь добавляется тренировка круговой мышцы рта – ребѐнку предлагается крепко удерживать пластинку губами, в то время как взрослый с усилием вытягивает еѐ за кольцо прерывистыми короткими движениями. Детям старше 5 лет рекомендовано добавить дневную тренировку с использованием пластинки ночным применением трейнера Т4К, эффективно корректирующего глубокий прикус, одновременно тренируя тонус круговой мышцы.
Таким образом, благодаря совместной междисциплинарной работе достигается высокая стабильность результатов логопедической коррекции.
Подготовила Томилина С.М.