ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА КИНЕЗИОТЕЙПИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ДОУ
Канесева Ирина Геннадьевна МБДОУ №17 «Аистенок» учитель-логопед высшей квалификационной категории
РФ, Московская обл., ГО Химки
kaneseva.irina@mail.ru
Аннотация: в данной статье рассмотрен педагогический опыт работы с
детьми с ТНР и ОВЗ, их семьями, а так же особенности организации проектной
деятельности на базе ДОУ.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), логопедический массаж, самомассаж, кинейзиотейпирование, взаимодействие с родителями.
« Ничто не удивляет, когда удивляет все: такова особенность ребенка». Антуан де Ривароль.
Каждую секунду мир меняется, меняемся мы, меняются дети. Каждому педагогу так же необходимо идти в ногу со временем: удивлять и удивляться, повышать эффективность своей работы, учитывая пожелания родителей и воспитанников, совершенствовать методы и формы взаимодействия с детьми, искать новые приемы и игры…
Все больше появляется публикаций, которые посвящены описанию приемов логопедического массажа, но в практику эти приемы внедряются пока недостаточно. Вместе с тем все специалисты, занимающиеся с такими тяжелыми речевыми нарушениями речи, как дизартрия, ринолалия, заикание и др. признают целесообразность логопедического массажа. Логопедическое воздействие (массаж, кинейзиотейпирование, артикуляционная гимнастика) следует осуществлять комплексно. А в том случае, когда ребенку поставлен диагноз «дизартрия», он, бесспорно, просто необходим.
Логопедический массаж – это активный метод механического воздействия в тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц при дизартриях, ринолалиях, заикании.
Обоснование необходимости логопедического массажа в коррекционной работе логопеда встречается в работах Е.М. Мастюковой, М.Б. Эйдиновой, Е.Ф. Архиповой, О.В. Правдиной, К.А. Семеновой, И.В. Блыскиной, Е.М. Акименко, Е.В. Новиковой.
Существует несколько видов логопедического массажа: классический (ручной) массаж, точечный или массаж по биологически активным точкам (БАТ), смешанный массаж, самомассаж, массаж рефлексогенных зон, ИЛК – искусственно-локальная контрастодермия, сегментарно — рефлекторный массаж, аппаратный массаж, инструментальный массаж – массаж с применением логопедических зондов и специальных приспособлений таких, как зондозаменители, шпателя, зубные щетки, ложки и пр.
Целевая аудитория нашего ДОУ: дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), ранний детский аутизм (РДА), задержка психического развития (ЗПР) (Сведения о детях с особыми образовательными потребностями на 01.09.2017: количество детей-инвалидов 2, количество детей с ОВЗ 5, количество детей группы риска 5).
Исходя из приведенных выше данных, в своей практике я стараюсь использовать как технологии проверенные временем, так и новые методы и разработки, которые позволяют добиться наиболее эффективного результата в коррекционной работе.
Технология логопедического массажа и кинейзиотейпирования.
Цель - устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата и создание взаимодействия логопед-родитель- На базе МБДОУ № 17 «Аистенок» мною, практикующим учителем- логопедом, производятся массажные мероприятия по Комплексно- тематическому планированию в логопедической группе на фронтальных и подгрупповых занятиях:
Месяц | Массажное мероприятие | Лексическая тема недели | |
---|---|---|---|
Сентябрь |
Обследование, знакомство с основными
массажными движениями: поглаживание,
спиралевидные движения.
|
Обследование | |
«Осень», знакомство с основными массажными движениями, постукивающие движения.
|
Развитие слухового
внимания и восприятия
на речевых звуках
|
||
«Осень», зигзагообразные движения.
|
Осенняя пора, явления
природы
|
||
«Фрукты», пощипывающие движения.
|
Сбор урожая
|
||
Октябрь |
«Грибы», массаж ладоней
|
Лес, грибы
|
|
«Птицы», массаж пальцев
|
Перелетные птицы
|
||
«Умывалочка»
|
Я вырасту здоровым
|
||
«Солнышко», массаж тела
|
Я и моя семья.
|
||
Ноябрь |
«Дом», массаж ушей
|
Мой дом (посуда,
бытовые приборы)
|
|
«Мебель», массаж ушей
|
Мебель
|
||
«Транспорт», пальцы
|
Транспорт. Профессии,
связанные с
транспортом.
|
||
«Мыло», массаж головы.
|
Одежда.
|
||
Декабрь |
«На дворе у нас мороз», массаж тела
|
Зимняя природа,
свойства воды.
|
|
«Снежинки», мышцы глаз
|
Зимние забавы.
|
||
«Пальчики на ножках», массаж ног
|
Новогодняя игрушка.
|
||
«Ёлочка», упражнения для мышц стоп
|
Елочка-красавица.
|
||
Январь |
«Неболейка», массаж биологически активных точек
|
Зимние виды спорта
|
|
«В январе», массаж биологически активных точек
|
Зимующие птицы
|
||
Февраль |
«Дикие животные», массаж ушей
|
Дикие животные
|
|
«Домашние животные», массаж ладоней и пальцев шестигранным карандашом
|
Домашние животные
|
||
«Крокодил», массаж биологически активных точек
|
Животные жарких и
холодных стран.
|
||
Пуговичный массаж для мышц рук и ног
|
Рыбы. Морские
обитатели.
|
||
Март |
«Не циркач я и артист – сам себе я
массажист!», самомассаж лица и шеи
|
День защитника
отечества.
|
|
«Солнышко проснулось»: поглаживание,
постукивание, зигзагообразные движения.
|
Мамин день
|
||
«Мы трудились», массаж пальцев рук
|
Профессии.
|
||
«По дороге», упражнения для мышц стоп
|
Транспорт. ПДД. ОБЖ.
|
||
«На крылечке», самомассаж
|
Город и деревня.
|
||
Апрель |
«Пироги»
|
Откуда хлеб пришел.
|
|
«На луне жил звездочет»
|
Космос
|
||
«Комары», самомассаж прищепками
|
Насекомые
|
||
«Цветы», массаж пальцев рук
|
Цветы
|
||
Май |
«Заботливое солнышко», массаж биологически активных точек
|
День победы.
|
|
«Прогулка по лесу», упражнения для глаз.
|
Ягоды.
|
||
«Солнышко», упражнения для глаз.
|
Лето
|
№ | Месяц | Виды деятельности |
1 | Сентябрь |
Разработка проекта «Волшебная ленточка (логопедический массаж и кинейзиотейпирование)»
(актуальность темы, цели и задачи, этапы реализации):
- подобрать материал по теме;
- провести консультации и собрания для родителей и педагогов
|
2 | Сентябрь |
Мастер-класс для родителей и педагогов: «Логопедический массаж и кинейзиотейпирование»
|
3 | Сентябрь |
Диагностика. Проведение массажа и тейпирования (артикуляционная гимнастика +самомассаж) воспитанникам,
зондовый массаж.
10 сеансов
|
4 | Ноябрь |
Проведение массажа и тейпирования воспитанникам (артикуляционная гимнастика +самомассаж). Обучение родителей.
10 сеансов
|
5 | Январь |
Проведение массажа и тейпирования воспитанникам (артикуляционная гимнастика +самомассаж) родителями.
10 сеансов
Диагностика.
|
6 | В течение года |
Массажные мероприятия по тематическому планированию.
|
7 | Апрель |
Диагностика.
Индивидуальное консультирование родителей. Подведение итогов.
|
8 | Май |
Презентация для родителей и педагогов ДОУ: «Волшебная ленточка».
|